Стамбеков
Ерлан
Дәулетұлы

Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің Қаржы және бюджет комитетінің мүшесі

Депутатқа хат
Бюджетке келтірілген шығындар (сұрақ)

      Мой вопрос адресован заместителю Премьер-Министра – Министру финансов.

       Уважаемый Ерулан  Кенжебекович!  По данным отчета Высшей аудиторской палаты, объем потерь для бюджета в результате предоставления налоговых льгот за 2022 год составил 9 триллионов тенге, рост –на 2,2 триллиона тенге к 2021 году.

      Такие потери для бюджета и в целом для экономики страны должны стать

дополнительными возможностями и резервами роста. Однако данных о реальном влиянии на развитие экономики, эффективности таких мер в отчете Правительства нет.

     Кроме того, на фоне несовершенства регулирующей нормативно-правовой базы налоговых льгот мониторинг их получателей неэффективен.  Налоговые проверки не ориентированы на получателей налоговых льгот, а камеральный контроль не всегда выявляет применение льгот в отчетности.

     Уважаемый Ерулан Кенжебекович, хотелось бы знать Ваше мнение по следующим вопросу: что необходимо Министерству финансов для того, чтобы анализ влияния налоговых льгот на экономику, в том числе с учетом объективных данных мониторинга получателей, велся на постоянной основе и представлялся в Парламент в рамках ежегодного отчета?

Спасибо


       ТӨРАҒА. Қаржы министрлігі. ЖАМАУБАЕВ Е.К.

 

       Ерлан Дәулетұлы, сұрағыңызға рақмет.

       Уважаемые депутаты, на самом деле анализ налоговых льгот нами проводится регулярно, для этого имеются методическая и методологическая базы. В то же время мы получаем много замечаний, есть проблемные вопросы, которые необходимобудет проработать в рамках новых Налогового и Бюджетного кодексов.

      Во-первых, предлагается четкая регламентация понятия налоговых льгот. Сейчас не все льготы, по сути, являются таковыми.  Конкретный пример.  Сейчас в вопросе прозвучало, что потери для бюджета в результате предоставления налоговых льгот составили 9 триллионов тенге. Из них более 0 процентов приходится на нулевую ставку НДС по экспорту. То есть это не льготная норма, а природа НДС, которая уплачивается в стране назначения.

      Есть еще другой пример. Около 20 процентов всех налоговых льгот приходится на перенос убытков с прошлых лет, что, по сути, тоже не является льготой, а 

является способом возврата вложенных инвестиций.  Мы в рамках этих документов будем по налоговым льготам давать четкую регламентацию, четкий понятийный аппарат.

       Во-вторых, у нас для улучшения условий для бизнеса значительно упрощена и оптимизирована налоговая отчетность.  Та налоговая отчетность, которая сейчас представляется   бизнесом, не позволяет выявлять и ранжировать налоговые льготы, поэтому мы будем эти формы отчетности пересматривать.

     В-третьих, в рамках нового Бюджетного кодекса мы предусматриваем нормы по

разработке ежегодного отчета по налоговым расходам и по налоговым льготам.  Этот отчет будет составной частью республиканского бюджета и будет представлен в Парламент.

      В целом эти три системные вещи. Понятно, есть еще технические моменты. Все это будет реализовано Правительством в кратчайшие сроки. Рақмет.