АЙМАГАМБЕТОВ
Асхат
Канатович

Председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
О медицинском страховании

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Введение системы обязательного медицинского страхования должно было повысить доступность и качество медицинских услуг, а также сделать более устойчивой финансовую модель здравоохранения.

Несмотря на то, что медицинское страхование функционирует несколько лет, проблем по вопросам качества медицинской помощи все еще много.

На прошедшем расширенном заседании Правительства Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич отдельно остановился на проблемах ОСМС и дал конкретные поручения.

По итогам обсуждения и проведенного анализа с экспертами предлагаем рассмотреть следующие предложения.

Первое. Обеспечить доступность медуслуг по принципу «здесь и сейчас».

Сегодня, если гражданин хочет обследоваться на бесплатной основе, ему зачастую приходится ждать месяц, а то и 3, а вот если платно, ту же услугу можно получить сразу же. И связано это, в том числе с искусственно созданной проблемой финансирования.

Можно сказать, что организации здравоохранения фактически квотируются по видам услуг помесячно. Например, в месяц 10 КТ, 5 МРТ и так далее. А если обращений за этими услугами больше, то их вынуждены записывать на следующие месяцы. В этой связи предлагается отказаться от планового помесячного финансирования, обеспечив переход на оплату по факту оказанных услуг.

Необходимо также конкретизировать виды медицинских услуг, оказываемых за счет пакетов ГОБМП и ОСМС, во избежания путаницы у врачей и перетоков финансовых ресурсов.

Анализ показывает проблемы планирования финансирования. К примеру, наличие дефицита финансирования по актуальным направлениям (консультативно-диагностические услуги) зачастую сопровождаются не освоением по другим направлениям (профосмотры, скрининги и тд), т. е. часть проблем связанных с финансированием отрасли можно решит за счет внутренних ресурсов а именно их рациональным и обоснованным планированием.

Второе. Разрозненность медицинских информационных систем и излишняя нагрузка на медработников.

Сегодня у врачей практически нет времени на осмотр пациентов, из-за того, что они вынуждены вместо осмотра пациента вносить его данные в разные информсистемы и заполнять формуляры. И лимитированное стандартом время осмотра одного пациента почти полностью уходит на работу за компьютером. Необходимо заполнение всей документации передать медицинским сестрам, продолжить снижение нагрузки на одного врача общей практики за счет расширения штатных единиц врачей и медсестер.

А также завершить работу по запуску единой информационной системы здравоохранения.

Третье. Проблема штрафов и «приписок». Последние данные Фонда медицинского страхования показывают наличие большого количества так называемых «приписок». Проверив всего около 10% объема, Фондом выявлено 52 тыс. «приписок». Какова же будет реальная ситуация, если охватить контролем 100% объем? С чем это связано?

Во-первых, это система штрафов Фонда, которая сама же стимулирует больницы делать больше «приписок». Здесь требуется полностью изменить модель финансирования, исключив механизм выгоды «приписок».

Вторая причина — это возникшие перекосы в тарифах. Так, при увеличении заработной платы медработникам, пропорционального роста тарифа на сами медуслуги не произошло. Получилось так, что зарплаты «съедают» большую часть тарифа и, следовательно, меньше средств остается на приобретение лекарств, изделия медназначения, проведение обследований и анализов. В результате страдает качество медуслуг и сами пациенты. Такая ситуация с тарифами привела к росту кредиторской задолженности медорганизаций.

Более того, по договору с Фондом больницы должны иметь 2-х месячный запас медикаментов на следующий календарный год. Однако, оплата должна быть произведена до конца текущего года, при этом возмещение финансовых ресурсов за этот запас будет произведена лишь по факту в следующем году. Возникает вопрос, как медорганизации должны обеспечить эти запасы и без того малых тарифов? Необходимо срочно пересмотреть методику тарифообразования. При этом предлагается из медицинского тарифа вывести оплату коммунальных услуг, так как в разных регионах имеется разная инфраструктура, погодные условия и стоимость самих комуслуг, а также предоставить возможность отнесения понесенных расходов за создание «несгораемого» запаса лекарственных средств к объемам следующего года.

Четвертое. Не смотря на статью 26 закона об ОСМС, взносы государства за льготные категории граждан исчисляются исходя от медианной заработной платы, а не среднемесячной зарплаты. Это в том числе влияет на наращивание дефицита в системе и в целом сказывается на качестве медуслуг. В некоторых отчетах считают среднемесячную зарплату по экономике, а когда дело касается финансирования здравоохранения, считаем по медианой зарплате. Предлагается определиться с методологией исчисления взноса государства за льготные категории.

Пятое. Проблема определения статуса застрахованного. Некоторым гражданам отказывают в медицинской помощи в рамках ОСМС, несмотря на то, что они являлись постоянными плательщиками взносов, но по объективным причинам неуплаты взносов за последние 3 месяца они автоматически выпадают из ОСМС. К примеру, это граждане, стабильно уплачивающие взносы, но находящиеся в длительных отпусках, лечении, зарубежом более чем 3 месяца, даже если ранее платили взносы, консультацию узкого специалиста жалуются, что услугу не получают. Предлагается статус застрахованного определять при наличии взносов за 12 месяцев с начала действия ОСМС.

Шестое. Проблема передачи большей части объема медуслуг субподрядным организациям. Небольшие организации осуществляют только первичный прием, и граждане вынуждены необходимое обследование узких специалистов проходить в разных клиниках, работающих по субподряду. Это не удобно самому пациенту, и приводит к росту кредиторской задолженности, очередности и снижению качества. Требуется законодательно установить максимальный объем медицинских услуг, передаваемых сторонним организациям.

Седьмое. Прозрачность деятельности Фонда. Граждане должны знать, сколько средств поступило, куда и на какие цели они были направлены и иметь доступ к своим медицинским электронным паспортам здоровья. Только понятная и доступная информация о деятельности Фонда сможет положительно сказаться не только на его работе, но и всей системы в целом.

Предлагаю в кратчайшие сроки принять комплекс предлагаемых мер, направленных на исправление ситуации.

Депутат фракции «АMANAT»                                      А.Аймагамбетов