СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)»
№ п/п | Струк-турный элемент | Редакция законодательного акта | Редакция проекта | Редакция предлагаемого изменения или дополнения | Автор изменения или дополнения и его обоснование |
1 | 2 | 3 | 4
| 5 | 6 |
| Подпункт 3) пункта 1 статьи 1 проекта | Статья 241. Корректировка совокупного годового дохода 1. Из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению: 1) дивиденды; …
… 2. Из совокупного годового дохода не подлежат исключению дивиденды: … | 3) в статье 241: в пункте 1: абзац первый изложить в следующей редакции: «1. Если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи, из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению:»; подпункт 1) изложить в следующей редакции: «1) дивиденды по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;»; ... в пункте 2: ... дополнить подпунктом 4) следующего содержания: «4) полученные по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан, а также фондовой биржи, зарегистрированной в соответствии с действующим правом Международного финансового центра «Астана».»; в пункте 2: подпункт 2) исключить; подпункт 3) изложить в следующей редакции: «3) полученные постоянным учреждением юридического лица-нерезидента в Республике Казахстан. При этом положения данного подпункта не применяются к дивидендам при выполнении условий, определенных подпунктом 3) пункта 9 статьи 645 настоящего Кодекса.»;
|
абзацы пятый и шестой исключить.
абзацы четырнадцатый – девятнадцатый исключить.
| Поправка ухудшает положение предпринимателей, так как ТОО (АО) с чистого дохода платит КПН 20%, и потом, после налогообложения, распределяет доход по своим участникам – то есть выплачивает дивиденды. После принятия правок полученные дивиденды будут облагаться снова 10%, то есть фактически налог составит 30%. В соответствии со статьей 16 ПК РК в целях стимулирования развития субъектов предпринимательства государством проводится комплекс мер, направленных на создание благоприятных правовых, экономических, социальных условий и гарантий для реализации предпринимательской инициативы. Стимулирование предпринимательской деятельности осуществляется, в том числе, посредством обеспечения защиты и поддержки предпринимательства. Согласно пункту 3 статьи 7 НК никто не может быть подвергнут повторному обложению одним и тем же видом налога, одним и тем же видом платежа в бюджет по одному и тому же объекту обложения за один и тот же период. Фактически КПН будут подлежать и дивиденды дочернего предприятия и доходы материнской компании. Предлагаемые поправки могут повлечь за собой оптимизацию «налоговой нагрузки», что негативно отразится на экономике страны. |
3. | Подпункт 9) пункта 1 статьи 1 проекта | Статья 320. Ставки налога 1. Доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, облагаются налогом по ставке 10 процентов. 2. Доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан, облагаются по ставке 5 процентов. |
| Исключить.
| Поправка ухудшает положение предпринимателей, так как ТОО (АО) с чистого дохода платит КПН 20%, и потом, после налогообложения, распределяет доход по своим участникам – то есть выплачивает дивиденды. После принятия правок полученные дивиденды будут облагаться снова 10%, то есть фактически налог составит 30%. Во многих странах мира нет налога на дивиденды. Это - Гонконг, так как подоходный налог взимается только с прибыли, полученной от торговли или профессиональной деятельности, которую вели на территории Гонконга. Аналогично и в Сингапуре налог с дивидендов не платят ни физические, ни юридические лица. А платят лишь налог на доход, полученный на территории страны. На встрече с бизнесом 19 Токаев сказал: "Поручаю Правительству совместно с бизнес-сообществом разработать долгосрочную Концепцию налоговой политики. В документе должны быть раскрыты основные подходы к налогообложению в стране. Налоговая политика в основных ее параметрах должна быть стабильна." Также на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС Касым-Жомарт Токаев сказал, что особое внимание необходимо уделить вопросу формирования комфортных условий для релокации иностранных компаний с учетом санкционного контекста, и расширению и углублению экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями. Увеличение налоговых поступлений, учитывая емкость нашего внутреннего рынка, возможно за счет развития действующих предприятий, роста экспорта несырьевых товаров и услуг, а также создания новых субъектов предпринимательства. Это приведет к увеличению ВВП, соответственно, и к увеличению налоговых поступлений. Если бизнес начнет уходить в страны с более стабильным и благоприятным налоговым режимом, то это реальная угроза экономике страны и рост социальной напряженности.
Предприниматели, а именно они – главные налогоплательщики Казахстана категорически против исключения пункта 2 статьи 320 Налогового кодекса и увеличение ставки дивидендов в 2 раза. Увеличение ставки налогов приведет к стагнации предпринимательства, ухудшит положение предпринимателей и снизит рентабельность инвестиций, и, соответственно, привлекательность для инвестирования в экономику Казахстана. Все категории бизнеса Казахстана (малый, средний, крупный) и физические лица (инвесторы) получат дополнительную налоговую нагрузку. Также считаю целесообразным до разработки налоговой политики не вносить изменение в действующую статью.
|
4. | Подпункт 10) пункта 1 статьи 1 проекта | Статья 341. Корректировка дохода
… 8) дивиденды, при одновременном выполнении следующих условий: на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет; юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды; имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов. Положения настоящего подпункта применяются к дивидендам, полученным от юридического лица-резидента в виде: чистого дохода или его части, подлежащих выплате по акциям, в том числе по акциям, являющимся базовыми активами депозитарных расписок; чистого дохода или его части, распределяемых юридическим лицом-резидентом между его учредителями, участниками; дохода от распределения имущества при ликвидации юридического лица-резидента или при уменьшении уставного капитала, а также при выкупе юридическим лицом у учредителя, участника доли участия или ее части в этом юридическом лице-резиденте и при выкупе таким юридическим лицом-эмитентом у акционера акций, выпущенных этим эмитентом. При этом доля имущества лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, определяется в соответствии со статьей 650 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта недропользователем не признается недропользователь, являющийся таковым исключительно из-за обладания правом на добычу подземных вод и (или) общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд. В случае если юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, производит уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов по деятельности, в том числе осуществляемой в рамках инвестиционного контракта, по которой предусмотрено такое уменьшение, то положения настоящего подпункта применяются в следующем порядке: если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу-резиденту, выплачивающему дивиденды, составляет 50 и более процентов, то освобождение дивидендов, выплачиваемых таким юридическим лицом, предусмотренное настоящим подпунктом, не применяется; если доля корпоративного подоходного налога, уменьшенного на 100 процентов в общей сумме исчисленного корпоративного подоходного налога в целом по юридическому лицу-резиденту, выплачивающему дивиденды, составляет менее 50 процентов, то освобождение дивидендов, выплачиваемых таким юридическим лицом, предусмотренное настоящим подпунктом, применяется ко всей сумме дивидендов;
|
… подпункт 8) исключить; …
|
| Так, налогооблагаемый доход юридического лица облагается по ставке 20% при применении общеустановленного режима и 3% при применении СНР на основе упрощенной декларации. Дивиденды в соответствии с пп.16 п.1 ст.1 НК РК являются распределением чистого дохода юридическим лицом между его учредителями, участниками. В свою очередь, чистый доход является разницей между налогооблагаемым доходом и исчисленным КПН. Следовательно, повышение ставки ИПН по дивидендам до 10% и исключение корректировки приведет к повышению налогообложения чистого дохода участников юридического лица до 30% и 13% соответственно. Такое повышение налогообложения чистого дохода распределяемого юридическим лицом-резидентом между его учредителями, участниками приведет к увеличению налоговой нагрузки на чистый доход в 1,5 раза при применении общеустановленного режима и в 4,3 раза при применении СНР на основе упрощенной декларации. Также представляется манипуляторным применение термина «сверхдоходы» к дивидендам, в то время, когда понятие дивидендов установлено пп.16 п.1 ст.1 НК РК. Токаев на встрече с бизнес-сообществом 19 мая поручил Правительству: "Совместно с бизнес-сообществом разработать долгосрочную Концепцию налоговой политики. В документе должны быть раскрыты основные подходы к налогообложению в стране. Налоговая политика в основных ее параметрах должна быть стабильна." Считаю целесообразным до разработки налоговой политики не вносить изменение в действующую статью |
5. | Подпункт 24) пункта 1 статьи 1 проекта | Статья 645. Порядок исчисления и удержания корпоративного подоходного налога у источника выплаты … 9. Налогообложению не подлежат: … 3) дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;
| 24) в пункте 9 статьи 645: в подпункте 3) изложить в следующей редакции: «3) вознаграждение по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;»;
| Исключить
| Что противоречит поручению Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева сказанного на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС - особое внимание необходимо уделить вопросу формирования комфортных условий для релокации иностранных компаний с учетом санкционного контекста, и расширению и углублению экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями. |
6. | Абзац второй подпункта 25) пункта 1 статьи 1 проекта | Статья 646. Ставки подоходного налога у источника выплаты 1. Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан подлежат налогообложению у источника выплаты по следующим ставкам, если иное не установлено пунктами 2 и 3 настоящей статьи: 1) доходы, определенные статьей 644 настоящего Кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 2) – 5) настоящего пункта, – 20 процентов; 2) страховые премии по договорам страхования рисков – 15 процентов; 3) страховые премии по договорам перестрахования рисков – 5 процентов; 4) доходы от оказания услуг по международной перевозке – 5 процентов; 5) доходы от прироста стоимости, дивиденды, вознаграждения, роялти – 15 процентов.
| 25) в статье 646: в подпункте 1) пункта 1 цифры «2) - 5)» заменить цифрами «2) - 6)»;
| Исключить.
| В пункте 1 статьи 646 отсутствует подпункт 6) и законопроектом не предлагается никаких дополнений.
|
7. | подпункт 26) пункта 1 статьи 1 проекта | Статья 654. Доходы физического лица-нерезидента, освобождаемые от налогообложения Налогообложению не подлежат следующие доходы физического лица-нерезидента: … 3) дивиденды и вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких дивидендов и вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан; 4) дивиденды, за исключением выплачиваемых лицу, являющемуся резидентом государства с льготным налогообложением, включенного в перечень, утвержденный уполномоченным органом, если иное не установлено подпунктом 3) настоящей статьи, при одновременном выполнении следующих условий: на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия, по которым выплачиваются дивиденды, более трех лет; юридическое лицо-резидент, выплачивающее дивиденды, не является недропользователем в течение периода, за который выплачиваются дивиденды; имущество лиц (лица), являющихся (являющегося) недропользователями (недропользователем), в стоимости активов юридического лица-резидента, выплачивающего дивиденды, на день выплаты дивидендов составляет не более 50 процентов.
| 26) в статье 654: подпункт 3) изложить в следующей редакции: «3) вознаграждения по ценным бумагам, находящимся на дату начисления таких вознаграждений в официальном списке фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан;»; подпункт 4) исключить; | Исключить
| Поправка ухудшает положение инвесторов в экономику Казахстана. Что противоречит поручению Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева сказанного на заседании Высшего экономического совета ЕАЭС - особое внимание необходимо уделить вопросу формирования комфортных условий для релокации иностранных компаний с учетом санкционного контекста, и расширению и углублению экономического сотрудничества с третьими странами и интеграционными объединениями. |