Оглашен 10 февраля 2021 года
Министру образования и науки
Республики Казахстан
АймагамбетовуА.К.
Депутатский запрос
Уважаемый Асхат Канатович!
Великий учитель нации Ахмет Байтурсынулы говорил: «Народ, потерявший язык, обречен на исчезновение».
Мы все хорошо знаем, что в свое время казахский язык находился на грани исчезновения. У нас еще в памяти те времена, когда дед с внуком говорили на разных языках, а в столице нашей республики – Алматы функционировала единственная школа с казахским языком обучения.
С обретением Независимости развеялись все опасения и нам удалось сохранить казахский язык.
Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев в своем Послании народу Казахстана отметил: Нужно признать, что роль казахского языка как государственного усиливается, и в будущем наступит время, когда он станет языком межнационального общения. Но для того, чтобы достичь такого уровня, мы должны приложить все усилия.
Не следует забывать о том, что «Воспитание ребенка начинается с колыбели». А где закладывается основа языка? Конечно, в школе. Каково на сегодняшний день состояние преподавания государственного языка в школах? Сквозь призму этих вопросов можно понять, что не все здесь так благополучно. Как известно, преподавание казахского языка в русских школах ведется с 1958 года. И, несмотря на уже более чем 60 - летний опыт, вызывает озабоченность то, что до сих пор среди выпускников школ с русским языком обучения число детей, свободно владеющих казахским языком, невелико.
Методика преподавания казахского языка нередко подвергается критике специалистов. Ежегодно в стране выпускают новые учебники, выделяют средства на разработку различных методик, новых контентов. Но уровень владения казахским языком среди русскоязычных учащихся оставляет желать лучшего.
Нельзя сказать, что в школах не проводится работа, она ведется, проводится множество различных мероприятий, но стоит задаться вопросом, насколько эта методика эффективна и нацелена на конечный результат.
Если говорить о качестве учебников, то оно не выдерживает критики. Упражнения затрудняют восприятие. Грамматические задания предназначаются учащимся с несформированными навыками устной речи. Не говоря уже о сложных для заучивания стихотворениях.
В этой связи предлагаются следующие пути решения проблемы:
Во-первых, для того, чтобы учащиеся могли свободно говорить, выражать свои мысли на казахском языке, в ходе учебного процесса учителям необходимо чаще применять задания по устному изложению материала, особое внимание уделяя развитию устной речи, разработать методы и приемы, направленные на достижение этих целей;
Во-вторых, систематизировать в учебниках по казахскому языку задания по устной речи, чтению, письму, аудированию, которые должны соответствовать тематике;
В-третьих, для свободного овладения учащимися казахским языком и претворения его в повседневную жизнь, необходимо создание языковой среды в каждой школе. В этой связи полагаем целесообразным на примере Назарбаев Интеллектуальных школ рассмотреть опыт погружения учащихся в языковую среду с дальнейшим внедрением этой практики в каждой школе.
Непременно наступит тот день, когда государственный язык станет языком межнационального общения всех казахстанцев. Естественно, не следует искусственно форсировать этот вопрос. Но шаги на пути к этой цели должны быть предприняты уже сейчас. И, в первую очередь, отдать должное внимание школе, где закладываются основы изучения и овладения языком.
Уважаемый Асхат Канатович! Считаем, что вопросу качества преподавания казахского языка в школах с русским языком обучения должно быть уделено внимание на государственном уровне.
Просим всесторонне рассмотреть вопрос, озвученный в данном депутатском запросе, и дать ответ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.