КАЗАНЦЕВ
Павел
Олегович

Член Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос касательно регулирования цены на уголь


Министру национальной экономики 

Республики Казахстан

Даленову Р. Е.

Оглашен 16.10.2019 года

Депутатский запрос

Уважаемый Руслан Ерболатович!

В октябре 2017 года депутатами Мажилиса Парламента РК был направлен запрос в Министерство национальной экономики РК с требованием разобраться в механизме формирования цен на коммунально-бытовой уголь и ответить на вопрос – почему на угольном разрезе товар стоит 3,5 - 5 тысяч тенге за тонну, а, пройдя через «сито» посредников, конечному потребителю реализуется по цене 14-22 тысячи тенге за тонну. Министерством были инициированы соответствующие расследования, которые подтвердили, что в схеме поставок угля от недропользователей до коммунально-бытовых потребителей задействована многоуровневая посредническая структура, а между угледобывающими компаниями и оптовыми поставщиками угля существует ценовой сговор. Все эти факторы и являются причинами высоких цен на уголь. По итогам этих расследований за 2017-2018 годы к ответственности за ценовые сговоры привлечены 49 поставщиков угля и одна угледобывающая компания, общая сумма штрафа составила 338 млн. тенге.

Наряду с этим, Правительством РК был предпринят ряд мер по недопущению ценового сговора и устранению непродуктивных посредников в цепочке поставок. Торговля углем переведена на биржи. Формально созданы все условия для того, чтобы ценообразование происходило рыночным путем. Однако от перемены мест, слагаемых сумма не изменилась, «воз и ныне там». Цена на уголь продолжает формироваться под воздействием посреднических структур, теперь в том числе и на самой товарной бирже.  

Комитет по защите и развитию конкуренции РК, анализируя рынок угля, привел пример торговли на бирже, когда за секунду, с участием только одного брокера, 6 компаний скупили без остатка 566 тыс. тонн угля, что вряд ли возможно без предварительной договоренности между ними.

Таким образом, действующие правила биржевой торговли позволяют предприятиям посредникам, не имеющим зачастую даже материально-технической базы (складов хранения, железнодорожных подъездных путей) скупать очень крупные объемы угля и тут же, на самом разрезе, продавать его по цене в два раза дороже. В итоге, для конечного потребителя с учетом остальных оптово-розничных продавцов и транспортных расходов, цена по-прежнему увеличивается в три-четыре раза.

Сегодня Казахстан входит в первую десятку крупнейших угледобывающих стран мира. На долю коммунально-бытовых производителей приходится всего 15% от общей добычи. В стране нет дефицита угля. Цены на уголь не регулируются государством, есть все предпосылки к тому, что бы он покупался и продавался нашим гражданам по справедливой рыночной цене. Но по причине наличия посреднических звеньев, механизмы рыночного ценообразования, мягко говоря, срабатывают плохо.

Уважаемый Руслан Ерболатович, учитывая острую социальную значимость поставок угля населению по справедливой цене, считаем необходимым: 

обеспечить прозрачность и максимальную конкуренцию среди первичных оптовых покупателей угля;

пересмотреть правила биржевой торговли на предмет исключения антиконкурентных соглашений между участниками биржи;

предусмотреть иные механизмы, исключающие влияние посреднических звеньев на формирование конечных цен для бытовых потребителей коммунального угля.

Ответ просим дать в письменной форме в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов».

С уважением,

депутаты Мажилиса Парламента,

Члены Фракции партии «Nur Otan»                                                 П. Казанцев

                                                                                                               С. Имашева

                                                                              

 

Исп. Мухсинова Т.А.

Тел.746403

Email:Muhsinova@parlam.kz