Кучинская
Юлия
Владимировна

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
30 лет независимости: как развивалась политическая система в Казахстане

 

30 лет независимости: как развивалась политическая система в Казахстане

Об основных этапах развития партийного поля и в целом политического строя страны за годы независимости в интервью NUR.KZ рассказала депутат Мажилиса Парламента РК Юлия Кучинская.

Юлия Владимировна, Вы долгое время возглавляли различные аналитические структуры, институты. Расскажите, пожалуйста, как развивалась политическая система в Казахстане за годы независимости?

На мой взгляд, «казахстанская модель» или «модель Назарбаева» развития признанная многими отечественными и зарубежными экспертами как одна из наиболее успешных основывается на принципе стабильности. Стабильности не в контексте застоя, а стабильности, как важного условия устойчивого развития любой системы. За 30 лет независимости стабильность и мир – стали основой государственной идеологии и главной объединяющей ценностью казахстанского общества.

Важными условиями обеспечения стабильности являются: наличие четкой цели, эволюционность развития, порядок, четкая структура и разграничение функций между элементами системы, ее гибкость в зависимости от внешних и внутренних факторов и соблюдение баланса интересов. Политическая система в Казахстане развивалась, следуя данным правилам.

Так, например, мы не пошли по пути полной либерализации политической системы, как ряд наших соседей. Реформы в политической системе осуществлялись шаг за шагом с учетом экономических и социальных условий, готовности общественного сознания, развития политических институтов, внешних факторов.

Казахстанские политологи выделяют несколько этапов в политическом строительстве страны. Первые годы независимости стали периодом выработки стратегии, становления государственности, формирования основных принципов политического развития: разделение властей, плюрализм и формирование многопартийной политической системы.

Важными результатами второго этапа политических преобразований в стране стало конституционное закрепление республиканской формы правления, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, определение народа, как единственного источника государственной власти и установления президентской системы правления. Выбор президентской формы правления с жесткой вертикалью подчинения полностью отвечало ситуации неопределенности внутри страны. Несмотря на то, что в именно этот период одним из принципов развития страны определен «сначала экономика, потом политика», продолжалось создание институциональных основ дальнейшей демократизации. Создавалась нормативная база развития гражданского общества, политических партий.

По мнению экспертов, третий этап политической модернизации можно отсчитывать с 2004 года. К этому времени Казахстан уже достиг определенных успехов в экономике, улучшилось материальное благополучие граждан, сформировались контуры гражданского общества. Конституционная реформа 2007 года позволила при сохранении президентской системы правления усилить роль Парламента. Парламент Казахстана получил возможность участвовать в формировании и контроле деятельности Правительства, утверждать две трети состава Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Впервые в истории независимого Казахстана была установлена ответственность Правительства не только перед Президентом, но и перед Парламентом. Введение пропорциональных выборов в Парламент, выделение мандатов для членов Ассамблеи народа Казахстана в Парламенте способствовало сохранению баланса интересов различных групп населения в системе государственного управления.

Конституционная реформа 2017 года стала следующим важным шагом и логическим продолжением процессов политической модернизации в стране по усилению роли Правительства и Парламента, созданию эффективной системы сдержек и противовесов в политической системе страны.

Три пакета политических реформ Главы государства Касым-Жомарта Токаева продолжили процесс политических преобразований, направленный на расширение ответственного участия граждан в вопросах развития страны. Реализация данных реформ стала возможно в результате пройденного пути, наработанного опыта, сформировавшейся политической культуры и моделей взаимодействия.

Как развивалась партийная система в нашей стране?

Прежде всего, надо отметить, что политические партии являются одним из институтов политической системы. Следовательно, и развитие партийной системы тесно сопряжено с трансформациями на политическом поле.

Импульс развитию политических партий в стране был дан с принятием в 1991 году Закона «Об общественных объединениях в Казахской ССР». Позже в 1995-1996 годах принятые Конституционный закон «О выборах», закон «Об общественных организациях» и «О политических партиях» позволили закрепить статус, институциональные принципы формирования политических партий.

В целом, в первые годы независимости партийное поле активно развивалось, однако, партии были ориентированы на узкие группы, их деятельность носила местечковый характер с низким уровнем организованности. Подобная практика могла привести к росту напряженности в обществе и конфликтам. В результате, позже были приняты меры по стимулированию качественного развития политических партий. Введение запрета на создание партий по этническому и религиозному принципам, требования о необходимости сбора подписей во всех регионах страны для регистрации партии и другие способствовали качественному росту политических партий. Запустили процедуру укрупнения политических сил за счет объединения более мелких. 

Внедрение практики пропорциональных выборов также стимулировало политические партии развивать сеть своих организаций, усиливать работу на местах. Как результат, расширяются возможности граждан на выражение своих убеждений, интересов через участие в деятельности той или иной политической партии.

Важно отметить, что год 30-летия Независимости Казахстана стартовал с выборов депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и маслихатов всех уровней. В результате, в Мажилис Парламента прошли три политические партии, в маслихатах – пять.

В этом году впервые проведены прямые выборы сельских акимов, в которых принимали участие шесть политических партий.

Проведение подобных реформ без рисков для сохранения стабильности и мира в стране стало возможным в результате последовательных реформ по развитию политических институтов, повышению конкуренции политических партий не только на всех уровнях.

С момента обретения независимости наша страна провозгласила себя демократическим государством. Какой путь прошел Казахстан в этом направлении? В частности, о развитии гражданского общества в вопросах госуправления?

Как я ранее отмечала, важным условием сохранения стабильности в обществе важен постоянный баланс интересов. Без развития гражданского общества достичь баланса достаточно сложно.

Еще один немаловажный фактор. Мне очень импонирует теория, согласно которой, успех в развитии любого сообщества (общества, государства) во многом зависит от умения членов данного общества объединяться для достижения общей цели.

Поэтому, в числе первых законов, принятых в независимом Казахстане, был закон об общественных организациях. И надо сказать, что их развитие, поддержка также были последовательными, с учетом готовности общества. Развитие и укрепление институтов гражданского общества всегда были в числе приоритетных задач государственной политики Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Развитие системы государственного социального заказа, грантового финансирования общественных организаций стали мощной поддержкой для реализации инициатив гражданского сектора. Внедрение института общественных советов также позволило расширить возможности для диалога между государством и гражданами.

В результате, за годы независимости число общественных организаций выросло со 100 до 22 тысяч.

Независимости страны в этом году исполняется 30 лет. Какие основные события вы бы выделили и какой результат показал выбранный курс развития?

В Предвыборной программе партии «Nur Otan» мы выделили десять ключевых достижений независимости, которые на наш взгляд позволяют Казахстану строить дальнейшую стратегию развития, в том числе закрепление международными договорами всех границ страны, закрытие Семипалатинского полигона, единство, мир, согласие и стабильность в Казахстане, увеличение потенциала страны, преодоление демографического кризиса, улучшение качества жизни казахстанцев, транспортная независимость, строительство столицы и другие.

Если говорить в целом, то однозначно, заложенный Елбасы Н.А. Назарбаевым многовекторный курс за годы независимости показал свою уникальность и правильность. Казахстан верен выбранному принципу стабильности и мира не только во внутренней политике, но и во взаимоотношениях с внешним миром.