Оглашен 2 февраля 2022 г. Первому заместителю
Премьер-Министра
Республики Казахстан
СКЛЯР Р.В.
Депутатский запрос
Уважаемый Роман Васильевич!
В 2019 году после трагических событий в городе Арыс Глава государства в Послании народу Казахстана поручил провести работу по формированию боеспособной армии. Задача повышения престижа военной службы также нашла отражение в новой Концепции строительства и развития Вооруженных сил.
После январских событий в ходе совещания с руководящим составом Министерства обороны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев вновь потребовал принять меры по повышению кадрового потенциала вооруженных сил, в том числе уделив особое внимание повышению престижа и привлекательности прохождения срочной воинской службы.
Вполне очевидно, что только призывами к патриотическим чувствам и гражданскому долгу поставленную задачу решить не получится. Более того, согласно результатам социологических исследований Института общественной политики, только 12% молодежи от 14 до 20 лет в целях проявления своего патриотизма готовы пойти служить в армию, среди парней – каждый пятый.
Для решения поставленной задачи необходимо принятие целого комплекса мер. В том числе изменение подходов в военно-патриотическом воспитании, улучшение условий прохождения воинской службы и оснащение армии, формирование системы социальной защиты и гарантий для военнослужащих.
В данном контексте немаловажным является вопрос модернизации деятельности органов военного управления, называемых в народе «военкоматами».
Сегодня, согласно Положению о местных органах военного управления за ними закреплен широкий спектр задач и по сути они являются «воротами» нашей армии. Помимо учета военнообязанных и призывников за местными органами военного управления закреплены функции по обеспечению территориальной обороны и защиты граждан, военной подготовке населения, контролю за организацией начальной военной подготовки и патриотического воспитания, а также их обеспечению. Именно, военкоматы ответственны за проведение военно-профессиональной ориентации и отбор граждан на воинскую службу, проведение информационно-пропагандистской работы по призыву и добровольному поступлению граждан на воинскую службу.
На практике деятельность органов военного управления сведена к учету призывников, организации приписки и призыва граждан на срочную воинскую службу. Организация военно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях и среди молодежи строится на личном энтузиазме сотрудников органов по делам обороны. Так, за последние годы численность работников военкоматов была сокращена на треть, тогда как функционал и задачи не менялись.
Однако, в ходе посещения военкоматов во время выезда в регионы, было выявлено, что зачастую состояние «парадного входа» нашей армии отбивает желание продолжать путь и не сулит ничего хорошего. Так, например, здания расположения местных военных управлений и пунктов призыва находятся в удручающем состоянии. Из 207 зданий местных органов военного управления ремонт проводился только в 18-ти. Каждое второе здание местных органов военного управления в Казахстане было построено свыше 50-ти лет назад, в том числе 12 в довоенные годы. Порядка 70 военкоматов до сих пор находятся на печном отоплении.
Таким образом, считаем необходимым кардинально пересмотреть деятельность органов военного управления, усилить их работу как центров военно-патриотического воспитания граждан. Помимо этого, необходимо провести оценку состояния зданий и материально-техническое оснащение местных органов военного управления. С учетом оценки и загруженности местных органов военного управления разработать план по их модернизации. Утвердить четкие критерии и требования по оснащению и содержанию зданий местных органов военного управления.
Также считаем важным внести изменения в Положение о местных органах военного управления Республики Казахстан в части их материального, технического, тылового, финансового и других видов обеспечения с четким разделением ответственности между Министерством обороны и местными исполнительными органами, в том числе в вопросах содержания административных зданий. На сегодняшний день отсутствует единый балансодержатель зданий местных органов военного управления. Есть случаи, когда здание УДО находится в собственности у индивидуальных предпринимателей.
Просим Вас рассмотреть данный запрос и предоставить письменный ответ в установленные законодательством сроки.
Депутаты Фракции партии «Nur Otan»: Кучинская Ю.В.
Ерман М.Т.
Абсеметова А.М.
Жулин Ю.В.
Каратаев Ф.А.
Сартбаев Б.М.
Смышляева Е.В.
Депутаты Фракции
Народной партии Казахстана Каменов Ф.К.
Решетников С.Н.