Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Промышленность как каркас национальной экономики

 


Промышленность как каркас национальной экономики


СТАТЬИ

163 АЗАТ ПЕРУАШЕВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КАЗАХСТАНА «АҚ ЖОЛ»


Выступление Президента перед новым Правительством подтвердило требовательный настрой Главы государства на ускорение и масштабирование перемен. Он отметил недопустимое снижение темпов реформ Правительством и акимами, что, видимо, и послужило основной причиной отставки предыдущего кабинета.


Для Демпартии «Ақ жол», как представителя отечественных промышленников и предпринимателей, сторонника рыночных реформ, крайне важным прозвучало ключевое заявление Касым-Жомарта Кемелевича о неуклонном курсе на либерализацию. Более того, как отметил Президент, «это единственный путь, способный вывести Казахстан на принципиально новый уровень развития». Глава государства поручил «принять системные меры для комплексной либерализации экономики. Это крайне важная реформа, которая позволит поэтапно отойти от масштабного государственного вмешательства в экономические процессы».

Напомню, что аналогичное предложение Правительству разработать программу либерализации экономики фракция «Ақ жол» направляла 19 января прошлого года ( https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-predlozhila-razrabotat-kompleksnuiu-programmu-liberalizacii-konomiki-vkliuchaia-prinuditelnoe-droblenie-krupnejshih-bankov), но тогда нам ответили, что все и так хорошо. Как видим, Президент считает иначе, и мы разделяем такое убеждение.

В целом, касаясь поручений Главы государства, я бы назвал это видение даже не «новой моделью», а своеобразным переворотом, который предстоит­ совершить Правительству, да и всей стране в экономике и гос­управлении.

При этом наиболее актуальными, с нашей точки зрения, можно назвать слова Касым-Жомарта Токаева о повышении эффективности бюджетной и налоговой политик. Тесная взаимосвязь этих направлений очевидна для Президента, очевидна для бизнеса, для фракции «Ақ жол», но не для чиновников – достаточно вспомнить, например, позицию нашей фракции при обсуждении Бюджетного кодекса 27 декабря 2023 г.: «Рассматриваемый законопроект, несмотря на скромное и даже скучное название, на самом деле имеет системообразующее значение и является логичес­ким развитием­ конституционной реформы Президента К. Токаева. Как известно, девизом реформы Конституции стала формула «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». В условиях рыночной экономики влиятельным является тот, кто распоряжается финансами… В этой связи мы снова направили блок своих предложений в Бюджетный кодекс и надеемся, наконец, быть услышанными. Половина ресурсов государства расходуется без обсуждений в Парламенте и мимо бюджетных процедур. А Правительство потом говорит, что не хватает средств, и берет деньги то из Нацфонда, то из ЕНПФ, то вешает на страну новые и новые долги». ( https://akzhol.kz/ru/blog/poziciia-dempartii-ak-zhol-pri-obsuzhdenii-proekta-biudzhetnogo-kodeksa-pervoe-chtenie-na-plenarnom-zasedanii-mazhilisa)

Касым-Жомарт Кемелевич озвучил просто вопиющие данные: «За последние пять лет объем дефицита бюджета превысил 11 триллионов тенге… Исполнение плана по доходам прошлого года Минфин… обеспечил за счет налогов текущего года. Возврат НДС на 600 миллиардов тенге был приостановлен. Получается, бюджетные вопросы решены за счет изъятия оборотных средств у бизнеса».

Именно об этом регулярно говорят депутаты «Ақ жол» при обсуждении бюджета. Так, при обсуждении Отчета Правительства 23 июня 2023 г. мы отметили нарастающий дефицит бюджета. «Показатель ненефтяного дефицита был повышен до 9 трлн 342 млрд тенге вместо утвержденных 7 трлн тенге. А нарушенный порог дефицита 8,1% обошли, просто подняв до 10,2%. Это называется «ловкость рук и никакого мошенничества». Напомню, что Министерство нацэкономики докладывало Президенту К. Токаеву, что ненефтяной дефицит в 2022 году должен был быть снижен до 5,1%. Но в реальности, напротив, произошло увеличение ровно в два раза. И нам предлагают его утвердить и тем самым узаконить. Но фракция «Ақ жол» не собирается участвовать в таких фокусах».

В итоге мы проголосовали против того отчета https://akzhol.kz/ru/blog/frakciia-ak-zhol-zhestko-raskritikovala-otchet-pravitelstva-i-progolosovala-protiv-ego-priniatiia)

Отдельную часть выступления Президент посвятил новому Налоговому кодексу, который он поручил разработать год назад, причем в целях упрощения и сбалансированности фискальной политики. Однако подготовка столь важного документа идет явно не в ту сторону: «У бизнес-сообщества складывается мнение, что документ нацелен прежде всего на повышение налоговых ставок. Повышение НДС с 12 до 16% – это не панацея, в реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность… Приходится констатировать, что пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям как Главы государства».

Полностью подтверждаю это мнение Касым-Жомарта Кемелевича. В ходе ряда обсуждений проекта кодекса, организованных Демпартией «Ақ жол» с учас­тием руководства Минэкономики и Минфина, – и бизнес, и депутаты подвергали разгромной критике подходы разработчиков, причем именно за несоответствие поручениям Президента (в частности, о введении дифференцированных ставок налогов и упрощении админист­рирования). Относительно повышения ставки НДС до 16% – то, конечно, обсуждать можно любые идеи. Но в том и дело, что внятных обоснований и расчетов не было представлено, кроме ссылки на нехватку средств в бюджете. Поэтому и предприниматели, и их депутаты однозначно высказались против такого шага. (см.например: https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-vstupila-protiv-povsheniia-nds-i-trebuet-provesti-parlamentskie-slushaniia-po-tomu-voprosu) Кроме того, согласно «кривой Лаффера» (экономичес­кой закономерности, выявленной чикагским профессором А. Лаффером), необоснованное повышение налогов приводит к обратному результату – падению доходов бюджета, не говоря уже о том, что прямо противоречит либерализации экономики.

Что касается изменившейся сущности НДС, то при обсуждении Налогового кодекса 25 мая 2022 года фракция «Ақ жол» констатировала: «По природе это налог для сдерживания перепроизводства. Но у нас – кризис не перепроизводства, а «недопроизводства»…

Для сырьевых экономик, как наша, НДС еще и стимул вывозить сырье, а готовые товары выгоднее импортировать, чем производить… Фракция «Ақ жол» ранее уже предлагала: если Правительство не хочет вводить пониженные ставки НДС для социальных товаров, то вообще рассмотреть вопрос о замене НДС со всей его бюрократией – на налог с оборота⁄продаж. Такой налог должен быть в три-четыре раза ниже НДС. Тогда производить будет выгоднее, чем импортировать и перепродавать чужое. А главное – и расчеты налога будут прос­тыми и понятными для всех». (https://akzhol.kz/ru/blog/vstuplenie-aperuasheva-v-hode-obsuzhdeniia-izmenenij-v-nalogovj-kodeks-na-plenarnom-zasedanii-mazhilisa-25-maia-2022-goda)

Крайне актуальная оценка и злободневные поручения даны Касым-Жомартом Токаевым в час­ти инвестиционной политики. Если госорганы годами рисуют внушительный валовой поток внешних инвестиций, то Глава государства методологически грамотно выделил из него «чистые» инвестиции, попутно разоблачив отчеты чиновников, уточнив, что основная часть иностранных вложений – по сути, реинвестирование прибыли, полученной от эксплуатации природных богатств самого Казахстана.

В этой связи озвучены требования активизации работы Инвестиционного штаба и разработки Национального инфраструктурного плана. Нужно согласиться, что отсутствие долж­ной инфраструктуры – один из главных сдерживающих факторов для привлечения инвесторов и реализации новых производственных проектов. Обеспечение инфраструктуры прежде всего задача акимов на местах. «Спрос будет жесткий», – заранее предупредил Президент.

Глава государства отдельно обратился к депутатам Мажилиса, попросив внимательно доработать законопроект о госзакупках, в том числе в части недопущения различных толкований требований и критериев, предъявляемых к поставщикам. В этом ключе недавно фракция «Ақ жол» направила предложения по применению национальных стандартов в качестве критериев конкурс­ной документации госзакупок. Национальные стандарты, разрабатываемые отраслевыми техническими комитетами с учас­тием самих производителей и утверждаемые уполномоченным органом в сфере технического регулирования, содержат конкретные критерии и позволят задавать высокие требования качества к участникам процедур. Немаловажным также является тот факт, что такие стандарты позволят защищать интересы отечественного бизнеса на корпоративном рынке. Вопрос был обсужден при утверждении министра торговли и интеграции Армана Шаккалиева и встретил нужное понимание.

Возвращаясь к теме либерализации экономики, Касым-Жомарт Токаев выделил три направления: развитие рыночной конкуренции, проведение эффективной приватизации, реформа квазигосударственного сектора. Причем приватизация названа им «ключевым направлением», где вызывают вопросы как формирование перечня объек­тов, так и отсутствие информации по ним, а также способы приватизации.

Действительно, планы приватизации конкретных объектов регулярно и внезапно меняются;­ подробная информация по их имущественному комплексу, финансово-хозяйственной деятельности, положению на рынке порой труднодоступна, что позволяет предполагать не конкурентный, а скорее «адрес­ный» характер таких продаж. Не случайно в предыдущие годы отмечались случаи приватизации квазигособъектов в разы дешевле реальной стоимости и практически за счет самого государства. По идее, приватизация должна быть доступной для любого потенциального участника, а информация по объектам – максимально открытой.

В части способов приватизации нужно учитывать, что возможности прямого приобретения крупных объектов имеются только у отдельных лиц, и этот метод ведет к дальнейшей концентрации экономики и обогащению олигополий, расслоению общества на богатых и бедных, что являлось главным пороком прежней системы. В более справедливом обществе остро стоит задача наращивания среднего класса и вовлечения его в процессы перераспределения национального дохода. В этой связи Демпартия «Ақ жол» уже ряд лет выдвигает предложения о реализации концепции «народного капитализма» по примеру успешных программ приватизации в Чили и Великобритании, где учитывался трудовой вклад общества и партнеров от МСБ в стоимости госпредприятий. ( https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/narodnyj-kapitalizm-partija-ak-zhol)

Предыдущие правительства не поддержали наши предложения, мы продолжим их обсуж­дение с новым Кабмином, тем более что ситуация в квазигоссекторе нуждается в усилении прозрачности и контроля общества, причем не в отдельных нацкомпаниях, а на центральном уровне, как и подчеркнул Глава государства, говоря о необходимости оздоровления фонда «Самрук-Қазына». А лучшим инструментом прозрачности в экономике всегда выступал институт собственности.

Из десятка этих и других нап­равлений насыщенного выступ­ления Главы государства особо хотелось бы остановиться на поручении «придать новый импульс промышленному развитию страны».

Касым-Жомарт Кемелевич подчеркнул, что «масштабные и инновационные проекты, зак­ладывающие основу экономического роста на многие годы вперед» и открывающие потенциал «совершенно новых для нашей страны секторов промышленности», должны получать приоритетную поддержку государства. Но при этом не конкретизировал, о каких именно видах поддержки идет речь. Это позволяет предполагать, что Правительству дан своеобразный карт-бланш на выработку самых разнообразных условий привлечения проектов, естест­венно, под встречные обязательства инвесторов. Если речь именно о таком подходе, то он практически развязывает руки и Кабмину, и акимам для максимально гибких переговоров с потенциальными интересантами. Рассматривая такой ход вкупе с объявленным в сентябрьском Послании «высвобож­дением» министров от опеки Админис­трации Президента, можно осторожно надеяться на существенный сдвиг в наращивании инвестиций.

Также немаловажно, что Глава государства учитывает необходимость не только привлечения новых инвесторов, но и стимулирования существующих. Действительно, с теми, кто уже зашел, говорить проще, но и оправдывать их доверие, поддерживая новые вложения, тоже правильно, тем более когда речь идет о «задаче кардинальной модернизации действующих производств».

Касым-Жомарт Токаев прямо указывает, что в этом плане следует начать с металлургических комбинатов, где «нужны масштабные инвестиции в создание новых производств и выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью». В частности, «необходимо наладить выпуск высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей».

Фракция «Ақ жол» не только согласна с такой задачей, но и прилагает практические усилия в ее реализации. Так, в декабре нами инициирована поправка в Закон «О промышленной политике», которая обязывает горнометаллургические гиганты на рыночных условиях (от цен LME) обеспечивать потребности отечественной обрабатывающей промышленности в сырье (свинец для аккумуляторов, медь для кабельных и электротехнических заводов, алюминий для профилей, сталепрокат для строительной отрасли, машиностроения и металлообработки и т. д.). И только невостребованные на внутреннем рынке объемы сырья могут отправляться на экспорт. На продвижение данной нормы ушло два года, так как она упорно блокировалась сырьевиками, и мы признательны и коллегам по Мажилису, и Правительству за ее поддержку. ( https://akzhol.kz/ru/blog/v-konce-goda-priniato-podvodit-itogi)

Надеемся, что указанная обязанность не только поспособствует производству новых видов продукции сторонними компаниями, но и заставит сами металлургические гиганты задуматься о реинвестициях в новые переделы, открытии следующих или совместных производств, как и отметил Касым-Жомарт Кемелевич в отношении Карметкомбината. Уверен, что Кармет в данном случае просто пример, которому должны последовать и другие металлургические гиганты. Что касается перспективы производства стали для автомобильной промышленности, то в этом формате становится понятной и логичной связка Кармета с одним из лидеров отечественного автопрома.

Тем не менее нужно учитывать, что технологический уклад экономики опреде­ляют не единичные гиганты, а массовое производство, которое невозможно обеспечить без сектора МСБ.

Не случайно Глава государства одним из приоритетов видит «становление сильного среднего предпринимательства в индустриальном секторе».

Думаю, что вышеуказанная норма сможет содействовать появлению десятков средних обрабатывающих предприятий вокруг горно-металлургических комбинатов. Но производство – это не только сырье и материалы, прежде всего это технологии и рынки сбыта.

И об этом тоже говорит Президент, прямо называя крупные нефтегазовые и горно-металлургические компании, которые должны при освоении недр внедрять технологические новшества, меняя структуру нацио­нальной экономики. Речь идет о производстве техники и оборудования, различных деталей и изделий к ним.

«Если сейчас не создать такие производства в Казах­стане, то тотальный импорт оборудования станет хроническим», – констатирует Глава государства.

Это наболевшая тема для отечественного бизнеса, прежде всего – в отрасли машинострое­ния. Четыре года назад под давлением казахстанских промышленников три крупнейшие нефтяные компании (ТШО, NCOC и КарачаганакБВ) создали Международный центр развития неф­тегазового машиностроения. Ожидалось, что его задачей станет оказание содействия местным заводам в освоении производства оборудования, узлов и деталей, используемых самими учредителями, и т.  д. Это крайне актуальное и нужное начинание, значение которого невозможно переоценить.

Но по информации бизнеса, пока этот центр все еще не реа­лизовал ни одного проекта, не помог казахстанским предприя­тиям освоить ни один новый вид продукции, не передал им ни одной технической документации на производство передового нефтегазового оборудования или комплектующих к нему. На неоднократные запросы фракции «Ақ жол» были получены ответы, что названный центр все еще «определяется со своей миссией». (см.например:https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-obvinila-minindustrii-v-bezdejstvii-v-razvitii-neftegazovogo-mashinostroeniia)  Поэтому вопрос о практической реализации потенциала данного центра был поставлен нами при согласовании кандидатуры министра промышленности Каната Шарлапаева.

Артур Лаффер - профессор экономики Чикагского университета, автор теории налогообложения «Кривой Лаффера», разработчик программ приватизации Чили и Великобритании