Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Анализируя сегодняшние поручения президента по сейсмобезопасности Алматы, можно выделить ряд моментов

 

Анализируя сегодняшние поручения президента по сейсмобезопасности Алматы, можно выделить ряд моментов

https://t.me/peruash/10758

Первое и, наверно, самое главное: жизнь и здоровье граждан, их безопасность являются главными приоритетами Республики. Им должны быть подчинены все меры и функции уполномоченных госорганов, ссылки на обстоятельства и прочие отговорки не принимаются.

 

Второе: важнейшим фактором является реальное обучение граждан действиям в чрезвычайных ситуациях, обладание соответствующими знаниями и навыками. Прошедшее землетрясение наглядно показало неэффективность и формальный характер усилий МЧС в этом направлении (что отмечалось и в депутатском запросе фракции «Ак жол», см: https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/sdelat-vvod-iz-almatinskogo-zemletriaseniia). К.Токаев поручил перестроить эту работу, вместо красивых, но дутых цифр - к практическим и массовым навыкам казахстанцев.

 

Третье: в отличие от оптимистичных отчётов госорганов, глава государства предельно жёстко расценил действия ответственных лиц, предложив министру МЧС подумать о возвращении на теоретическую работу. Очевидно, что это ведомство и местные органы провалили тест на взаимодействие, единая система не сработала или её вовсе не существовало.  Городу несказанно повезло, что стихия не нанесла 

более серьёзных повреждений и удалось избежать человеческих жертв. При всех прочих минусах, это - огромный плюс, но его вряд ли можно поставить в заслугу чиновникам.

 

Четвёртое: тем не менее, президент призвал не зацикливаться на самобичевании, а сделать практические выводы из полученного урока: обучать людей, перестроить систему оповещения и всю инфраструктуру гражданской защиты, усилить требования к сейсмоустойчивости зданий (кстати, это поручение прямо касается и депутатов, в рамках принятия Строительного кодекса), и т.д.

 

Пятое: особая роль при этом отводится оснащению и внедрению самых современных систем мониторинга и оповещения. Google и Android, сообщившие пользователям об опасности (пускай и за считанные минуты до начала толчков) - показали существующие возможности в этой сфере. Поэтому важно идти в ногу со временем и использовать достижения технологий на благо казахстанцев. 

 

Шестое: президент поручил органам прокуратуры и Антикора выяснить причины и ответственных лиц за провал системы автоматического оповещения, на которую бюджет затратил более 1 млрд.тг.

Буквально на днях МЧС попытался объяснить этот сбой «тестированием» системы, но на наш взгляд, не бывает лучше тестирования, чем сама ситуация, для которой эта система и предназначалась. Недаром самыми эффективными учениями считаются те из них, которые проводятся в условиях, «приближенных к боевой обстановке». 

Как видим, главу государства оправдания оторванным от реалий «тестированием» не устроили (фракцию «Ак жол», кстати, тоже - о чем мы заявили в указанном депзапросе). Будем ждать результатов расследования.

 

Седьмое: при этом, Касым-Жомарт Кемелевич справедливо не оставил без внимания и резонный аргумент МЧС о том, что сама по себе сирена пост-фактум после начала толчков уже бессмысленна. На этапе ликвидации ЧС важнее всеми доступными средствами информировать граждан о порядке действий, путях эвакуации, местах сбора и оказания помощи и т.д. В этих условиях заглушающий вой сирены скорее будет помехой, чем подспорьем. Поэтому поручение президента пересмотреть принципы работы систем оповещения более чем оправдано.

 

Надеемся, что эти и другие выводы и поручения будут реально полезными, а в случае необходимости - сберегут жизни и здоровье наших граждан.

 

Ел аман, жұрт тыныш болсын