Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Налоговое кредитование помогло бы в нынешний период предприятиям выжить и адаптироваться к новым условиям – Азат Перуашев

   

Оглашен 01 июня 2016 г.                                                                       Премьер-Министру

                                                                                                                 Республики Казахстан

                                                                                                                 Масимову К.К.

                                                                                                                 Депутатский запрос

                                                                        Уважаемый Карим Кажимканович!

Демократическая фракция "Ак жол" в очередной раз просит Вас рассмотреть вопрос о применении стимулирующих мер в налоговой политике.

Как известно, налоговая политика способна не только решать фискальные задачи, но и выступать важным инструментом поддержки для частного бизнеса.

В этом плане, в условиях продолжающегося влияния мирового экономического кризиса, особое значение приобретают такие меры стимулирования, как налоговые каникулы и налоговое кредитование.

Считаю нужным напомнить, что партия "Ак жол" направляла предложения Правительству о введении налоговых каникул и налогового кредитования 7 сентября и 28 ноября 2011 года, 21 мая 2012 года; депутатский запрос на эту же тему мы озвучили 18 декабря 2013 года.

Дословное поручение – освободить от налогов малый и - подчёркиваю! - средний бизнес на первые 5 лет деятельности – давалось Президентом Н.А.Назарбаевым на Дне индустриализации в декабре 2013 года. Правительством это поручение выполнено частично – был освобожден только малый бизнес, и только от КПН.

В этой связи 21 января 2014 г. партия "Ак жол" направила в Правительство разработанный нами законопроект "О поддержке малого и среднего бизнеса", в который, помимо прочего, были включены нормы по исполнению поручения Президента.

Однако этот законопроект был заблокирован на межведомственной комиссии, и хотя в 2015 г. многие его нормы вошли в Предпринимательский кодекс, но инструмент налоговых каникул так и не был реализован в полной мере.

Ещё сложнее ситуация обстоит с налоговым кредитованием - предложения партии "Ак жол" так и остались не услышанными.

Смысл налогового кредитования в том, чтобы в условиях, когда чрезмерное фискальное давление способно окончательно разорить бизнес, - предоставить предприятиям возможность уплаты налогов в более поздний срок. Сегодня значительная часть отечественных предпринимателей находится в очень непростом положении, и подобная мера была бы им серьёзным подспорьем.

Предоставив им налоговое кредитование в период экономической нестабильности, государство помогло бы бизнесу удержаться на плаву, отказаться от сокращения рабочих мест, выстоять и адаптироваться к новой реальности.

Налоговое кредитование широко применяется в международной практике, при этом законодательством ряда стран прямо установлены признаки предприятий, к которым оно может применяться, а также условия налогового кредитования.

Другими способами переноса сроков уплаты налогов являются отсрочка и рассрочка уплаты налога и сбора. При этом, рассрочка уплаты налога является безусловно более оптимальной чем отсрочка, так как позволяет выплачивать не всю сумму сразу, а путем поэтапного внесения частичных платежей.

В отличие от них, налоговое кредитование может содержать требования по инвестированию временно высвободившихся средств в техническое перевооружение или в производство определённой продукции.

Таким образом, предоставление налогового кредита налогоплательщику может не просто облегчить нагрузку на бизнес, но и одновременно стимулировать развитие приоритетных секторов экономики. 

Считаем необходимым отметить, что у наших соседей – России и Беларуси - налоговое кредитование также законодательно предусмотрено.

Так, Статьями 66 и 67 Налогового кодекса Российской Федерации установлен инвестиционный налоговый кредит сроком до 5 и в отдельных случаях даже до 10 лет. Он предоставляется на тех условиях, что средства будут направлены на инновационную деятельность, выполнение госзаказа или выпуск социально-значимой продукции.

Процентная ставка по налоговому кредиту должна быть как минимум на четверть ниже ставки рефинансирования Центробанка РФ.

В Беларуси статья 481 Налогового кодекса предусматривает отсрочку и рассрочку налоговых платежей, а также и сам налоговый кредит. При этом закон не содержит условий по использованию налогоплательщиком временно высвобождаемых денежных средств.

Налоговый кодекс Республики Казахстан устанавливает отсрочку налогов на срок до 12 месяцев. Но такие способы как рассрочка, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит нашим Налоговым кодексом не предусмотрены.

Также не регламентированы предприятия и отрасли, имеющие право на отсрочку налогов, обязательства по использованию высвобожденных средств и т.д.

Считаем, что отставание в использовании налоговых стимулов в условиях экономического кризиса создаёт определённые трудности для конкуренции отечественных предприятий в рамках ЕАЭС.

Кроме того, в начале работы нынешнего созыва Мажилиса некоторые СМИ поднимали вопрос о якобы имевшем место освобождении отдельных крупных компаний от налогообложения в связи с ситуацией на внешних рынках. Поддерживая добросовестный и социально ответственный бизнес, полагаем, что в целях поддержки даже самых стратегически важных производств, для государства было бы рациональнее вместо полного освобождения от налогов - предоставлять им налоговое кредитование на период неустойчивости, с возмещением задолженности по налогам после стабилизации положения предприятий.

На основании вышеизложенного, демократическая фракция "Ак жол" просит Вас, уважаемый Карим Кажимканович:

1) Повторно рассмотреть вопрос о распространении налоговых каникул в первые три года деятельности не только на малый, но и на средний бизнес, как и поручал Глава государства. Поскольку малый бизнес – это главным образом торговля, сфера услуг и крестьянские хозяйства. А любое предприятие в обрабатывающей промышленности, уже в силу стоимости требуемых основных фондов (оборудование, здания), уже относится к среднему бизнесу.

2) Рассмотреть вопрос о введении инвестиционного налогового кредитования предприятий агропромышленного комплекса, пищевой, машиностроительной, легкой, фармацевтической и других приоритетных отраслей путём предоставления возможности переноса сроков уплаты налогов до 5 лет, с обязательством инвестировать высвобождающиеся средства в производство.

3) Прояснить информацию, каким предприятиям ранее уже предоставлялась отсрочка (или освобождение) от уплаты налогов, относятся ли эти предприятия к приоритетным секторам экономики, а также какие условия и обязательства при этом возлагались на такие компании.  

С уважением,

депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А. Перуашев

Е. Барлыбаев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Б. Дюсембинов

Д. Еспаева

М. Казбекова

исп. Карасаева А.

тел. 74-69-32