Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол» требует введения административной и уголовной ответственности должностных лиц нацкомпаний и госпредприятий за нарушения в сфере закупок

 

Оглашен 23 июня 2016 г.                                                                    

                                                                                                                    Премьер-Министру

                                                                                                                    Республики Казахстан

                                                                                                                    Масимову К.К.

                                                                                Депутатский запрос

                                                                  Уважаемый Карим Кажимканович!

Согласно Антикоррупционной стратегии РК на 2015–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года, опасность коррупции в квазигосударственном секторе сопоставима с ее масштабами в государственном секторе.

В 2015 году общая сумма госзакупок составила 1,6 трлн. тенге, а сумма выявленных нарушений (согласно Отчету Правительства об исполнении бюджета за 2015 г.) составила 44,6 млрд. тенге, т.е. около 3%.

За эти действия к дисциплинарной ответственности привлечены 723 должностных лица, на 181 лицо наложены административные взыскания на сумму более 28 млрд. тенге.

В то же время, необходимо отметить, что в квазигосударственном секторе (куда входят многочисленные РГП, КГП, холдинги «Самрук-Казына», «КазАгро» и холдинга «Байтерек», «Кәсіпқор» недропользователи с государственным участием, всего на 1 января 2016 года - 403 юрлица), объем закупок по некоторым оценкам в 6 – 8 раз превышает государственные закупки.

Если принять за ориентир уровень нарушений в 3% от общей суммы закупок (как при госзакупках), то здесь объёмы нарушений могут исчисляться сотнями миллиардов. Но ответственности при этом, как выясняется, никакой.

Например, при объеме закупок в фонде "Самрук-Казына" 3,5 трлн. тенге в 2015 году, за нарушения были наказаны 255 должностных лиц. То есть, при объёме закупок в 2 раза больше чем в госзакупках, число привлечённых к ответственности в 3 раза меньше.

Можно ли говорить при этом, что в нацкомпаниях в 3 раза меньше берут, чем в госорганах? У нас есть большие сомнения на это счёт.

Что касается наказаний, то они вообще поражают своей лояльностью: 3 человека понижены в должности, 13 сотрудникам снижены премии (т.е. премии за банальное воровство всё-таки выплачены, хотя и ниже чем другим), а 89 лиц получили выговоры. Остальным даже выговор не стали объявлять, отделались замечаниями и предупреждениями.

Ни одного административного, а тем более уголовного дела не заведено, ни одного проворовавшегося  "бизнесмена" от государства не обязали вернуть похищенные народные средства.

Между тем, именно через закупки квазигоссектора происходит хищение государственных средств и их вывод в оффшорные зоны, о чем неоднократно говорили депутаты фракции "Ак жол" в предыдущих запросах и выступлениях от 6 ноября 2013 г., 12 марта и 24 июня 2014 г. и т.д.

Буквально на прошлой неделе, при обсуждении Отчётов Правительства и Счётного комитета об исполнении бюджета за 2015 г. наши коллеги из фракции «Нур Отан» О.Оксикбаев, Н.Сабильянов и другие приводили конкретные примеры злоупотреблений государственными средствами в холдингах "Байтерек", "КазАгро", том же фонде "Самрук-Казына", повторять которые не имеет смысла. Часть из них касается именно нарушений при заключении договоров и иных процедур закупок.

 При этом есть все основания предполагать, что фактические нарушения носят  еще более масштабный характер.

Бизнес-сообщество уже в открытую говорит о формировании системы корпоративной коррупции, когда участниками коррупционных схем выступают не государственные служащие, а должностные лица квазигосударственного сектора.

Полагаем, что причиной такой ситуации служит тот факт, что в отличие от государственных закупок, регулирование закупочных процедур в квазигосударственном секторе определяется не Законом, а лишь правилами самих холдингов и компаний.

На неоднократные требования депутатов фракции "Ак жол" от 11 февраля, 26 февраля и 11 ноября 2015 г.,  разработать закон "О закупках", регулирующий аналогичные процедуры для национальных компаний и предприятий с участием государства, Правительство дважды ответило отказом.

Тем самым, исполнительная власть санкционировала безнаказанность и вольное распоряжение государственными деньгами в данной сфере.

Прямым эффектом такого отношения, помимо хищений и вымогательств, стало неоправданное разрастание госпредприятий и выдавливание частного бизнеса из многих секторов экономики.

Кроме того, отсутствие указанного Закона приводит и к занижению данных и сокрытию реальных масштабов корпоративной коррупции, недооценке её паразитарного влияния на экономику и бюджет.

Партия "Ак жол" считает такой подход совершенно недопустимым, поскольку предприятия квазигосударственного сектора распоряжаются государственными средствами, доверенными им обществом для решения задач государственной экономической политики, а не для личного обогащения.

В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит рассмотреть вопрос если не о разработке закона о закупках в государственном секторе экономики, то хотя бы о введении административной и уголовной ответственности должностных лиц нацкомпаний и госпредприятий за нарушения в сфере закупок путем внесения  соответствующих дополнений в Административный и Уголовный кодексы Республики Казахстан. 

С уважением,

депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А. Перуашев

Е. Барлыбаев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Б. Дюсембинов

Д. Еспаева

М. Казбекова