Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
На фоне понижения порога НДС для малого бизнеса и отмены преференций обрабатывающих предприятий, Азат Перуашев в качестве заместительной меры предлагает ввести пониженные ставки НДС в 3-5%

Оглашен 2 ноября 2016 года                                                                                                                      Премьер-Министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

26 октября т.г., при обсуждении в первом чтении законопроекта по налогам, фракция "Ак жол" отказалась его поддержать ввиду неясности мер по замещению тех налоговых преференций для обрабатывающих предприятий и малого бизнеса, от которых Правительство предлагает отказаться.

Так, большой общественный резонанс вызвало понижение порога НДС и перевод в разряд плательщиков НДС многих субъектов малого предпринимательства, ранее применявших специальный налоговый режим (СНР). Вопреки разъяснениям разработчика, данное решение само по себе не способствует выводу на свет оборотов теневой экономики.

Более того, оно увеличивает как налоговую нагрузку (с 3 до 12%), так и расходы малых предприятий на ведение отчётности по НДС.

Однако нужно согласиться, что именно через применение СНР зачастую реализуются коррупционные схемы, связанные с лжепредприятиями. Кроме того, СНР дестимулирует рост бизнеса, толкает его к дроблению деятельности и ограничивает инвестиции в производство, так как превышение оборотов ведёт к резкому увеличению налоговой нагрузки.

Например, трамвайный парк в Усть-Каменогорске несколько лет назад был раздроблен на множество ИП, каждый трамвай формально числился за отдельным предпринимателем. Из бюджета выбивались сотни миллионов на содержание этого парка, тогда как доходы от его деятельности - те же миллионы, за минусом 3% - уходили фактическому владельцу, по некоторым данным, проживающему за рубежом. И таких примеров немало.

Поэтому в целях сокращения подобных манипуляций, снятия барьеров для инвестиций и роста в МСБ, переход к НДС был бы оправдан. Вопрос лишь в том, о каком именно НДС мы говорим.

Другим спорным вопросом стала отмена с 2018 г. в связи со вступлением в ВТО - налоговых преференций в режиме таможенного склада. Этим режимом предоставлялась льгота по НДС для сырья и материалов, ввозимых и перерабатываемых на отечественных предприятиях, благодаря чему успешно работали, привлекли иностранные инвестиции и современные технологии целый ряд производителей в машиностроительной, пищевой и других отраслях. В связи с отменой льгот, себестоимость их продукции теперь вырастет на 12%, а значит станет менее конкурентоспособной. 

С учётом этих обстоятельств наша фракция предлагает Правительству конкретные меры, замещающие прежние преференции. А именно -  рассмотреть вопрос о введении по примеру стран Евросоюза, - пониженной ставки НДС для приоритетных секторов экономики.

Пониженная ставка НДС применяется практически повсеместно в странах ЕС для производства и оборота технологичных и социально-значимых товаров и услуг.

1) Пониженная ставка НДС прямо устанавливается законодательством и не считается «льготной», а потому разрешена в рамках ВТО.

2) Практически все страны ЕС применяют одновременно несколько пониженных ставок для конкретных отраслей.

3) Администрирование различных ставок НДС не вызывает особых трудностей, так как для однотипных товаров применяется одна и та же ставка по всей цепочке производства и реализации

Например, в Великобритании общеустановленная ставка косвенного налога составляет 20%; но для энергооборудования в личных целях, услуг по ремонту жилья и т.д. – определена ставка в 5%. Для услуг водоснабжения, жилищного строительства, транспорта, судо- и авиастроения, производства детской одежды, продовольственных товаров – ставка составляет 0%.

В Швеции, при общеустановленной ставке НДС в 25%, для производства продуктов питания пониженная ставка составляет 12%. Для пассажирского транспорта, культурных учреждений – эта ставка установлена в 6%.

Аналогичные подходы по пониженным ставкам НДС применяются также в Германии, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Финляндии, Румынии, Польше, Литве, Латвии, Чехии и т.д.

Наиболее широко пониженные ставки НДС в среднем от 0 до 6% применяются для сельского хозяйства, продовольственных товаров, фармацевтики и медицины, машиностроения, учебных и спортивных заведений.

И это не просто слова, а данные из ответов посольств этих стран на официальные запросы фракции "Ак жол".

Полагаем, что и в Казахстане применение пониженной ставки НДС в 3-6% для отраслей, теряющих прежние преференции из-за отмены льгот, включая режим СНР в малом бизнесе - было бы крайне позитивным шагом.

Также считаем нужным напомнить, что аналогичное предложение вносилось фракцией «Ак жол» в сентябре 2013 г. Тогда Правительство ответило отказом, сославшись на увеличение работы налоговых органов. Считаем такую отговорку неприемлемой.

Во-первых, потому что загрузка налоговых органов почему-то не мешает им значительно увеличивать число плательщиков НДС.

А во-вторых, потому что это налоговые органы должны обслуживать экономику, а не экономика – обслуживать налоговиков.

На основании вышеизложенного, предлагаем Правительству до вступления в силу последних изменений налогового законодательства, т.е. до 2018-2019 г.г. повторно изучить данную инициативу и принять решение о введении пониженных ставок НДС для приоритетных секторов экономики.

С уважением,

Депутаты фракции "Ак жол"

А. Перуашев

Е. Барлыбаев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Б. Дюсембинов

Д. Еспаева

М. Казбекова