Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Партия «Ак жол» повторно требует сократить на 10% расходы и количество чиновников в министерствах, передающих полномочия в конкурентную среду – Азат Перуашев

Премьер-Министру

Республики Казахстан

г-ну Сагинтаеву Б.А.

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

6 декабря 2017 г. депутатской фракцией ДПК «Ак жол» был направлен депутатский запрос Правительству касательно передачи несвойственных государству функций саморегулируемым организациям.

В нем мы поднимали ряд системных проблем, включая вопросы оптимизации расходов бюджета и сокращения численности чиновников, высвобождаемых  в результате  передачи их функций в конкурентную среду.

Основанием для этого предложения послужил инициированный Президентом Н.Назарбаевым План нации «100 шагов», где в частности, основной целью 97-го шага указано сделать Правительство – цитирую – «компактным за счет сокращения несвойственных государству и избыточных функций» - цитата окончена.

Однако полученный недавно ответ прямо противоречит Плану нации, поскольку Правительство отказывается совмещать передачу государственных функций с сокращением бюджетных расходов и штатной численности госорганов.

Своё несогласие с официальным поручением Президента Правительство обосновывает тем, что государственными служащими, помимо передаваемых функций, якобы выполнялись и другие задачи. По этой логике, чиновники продолжат получать ту же зарплату и премии, те же кабинеты и персональные автомобили, хотя и за меньший объём работы. И затраты бюджета, хотя и при меньших задачах, экономить никто не собирается.

Мы не можем назвать такой подход ничем другим, как бюрократической отговоркой, неэффективным использованием государственных средств и официально выраженным несогласием с требованием Главы государства.

Напомним, что передача функций в саморегулируемые организации сопровождается введением обязательных членских взносов предпринимателей в эти добровольно-принудительные учреждения, с их собственным бюрократическим аппаратом и своими аппетитами на зарплаты, премии и офисы.

То-есть, правительство осознанно усиливает финансовую нагрузку на бизнес, но от своих расходов отказываться тоже не собирается. Именно на это нацелены законопроекты Правительства по передаче функций, которые преподносятся обществу как «поддержка предпринимательства».

Но на самом деле, сложно говорить о поддержке предпринимательства на фоне саботажа прямого поручения Президента по формированию компактного, а значит эффективного и недорогого правительства, закреплённого в Плане нации по 5 институциональным реформам.

Интересно, что при этом в правительственной редакции проекта Закона РК по вопросам передачи государственных функций в конкурентную среду, оптимизация государственного аппарата прямо прописана как «основная цель». Но как видим, это всего лишь декларация, которая теперь официально опровергнута самим Правительством.

В этой связи считаем нужным напомнить, что помимо Плана нации, в подпункте 5) Раздела «Ожидаемые результаты» Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства РК от 18 апреля 2014 года № 380, определено, что прямым результатом развития саморегулирования должно стать - снижение расходов бюджета на 10 процентов.

То есть, закреплены не только пожелания по снижению расходов и численности госаппарата, но и их конкретные параметры.

Каким же образом и когда Правительство успело пересмотреть не только поручения Президента, но и собственную Концепцию?

 

Чтобы было понятно, почему фракция «Ак жол» считает этот вопрос важным, могу привести данные исследования ОЭСР «Government at a Glance», согласно которому доля чиновников в общей численности работающего населения Казахстана составляет 21%. Для сравнения, этот показатель в США и Германии составляет 14%, в Австрии – 10%, в Китае - около 9%, в Японии – меньше 8%, в Южной Корее – 6,5%.

 На 18 миллионов граждан Казахстана мы имеем около 100 тысяч сотрудников госаппарата, тогда как в Японии на 128 млн. человек населения приходится всего 9 тысяч госчиновников или в среднем 7 чиновников на каждые 100 тысяч населения. У нас же на 100 тысяч граждан приходится более 550 бюрократов.

Напрашивается вывод об обратно-пропорциональной связи между количеством чиновников и эффективностью национальных экономик.

Если в 2014 году Глава государства на расширенном заседании Правительства обращал внимание, что за последние годы численность госслужащих выросла на 8,5 тысяч человек, превысив 90 тысяч. Теперь же, через 4 года, вместо заявленного сокращения - количество госслужащих еще более возросло на более чем 9 тыс. человек, а расходы на содержание госаппарата возросли с 600 млрд. тенге до 1 трлн. 320 млрд. тенге.

Вот где настоящие резервы по поддержке предпринимательства, снижению налогов и административного давления на бизнес.

Мы уверены, что в государственном аппарате работают  высококвалифицированные профессионалы, которых так не хватает национальной экономике. Если тысячи этих специалистов, многие из которых имеют лучшее западное образование, придут в бизнес, откроют собственное дело – то результаты такого шага немедленно привнесут свежую струю в МСБ, расширят экономический потенциал нашей страны.

Если же этого не произойдёт – то тем более не имеет смысла содержать за счёт предпринимателей тысячи таких управленцев, неспособных к самостоятельной работе.

В этой связи, фракция ДПК «Ак жол» повторно ставит вопрос о необходимости исполнения Плана нации и Концепции Правительства по госрегулированию предпринимательства в части передачи госфункций с одновременным сокращением чиновников и расходов бюджета на 10% каждого министерства, передающего свои функции, как это и закреплено в указанной Концепции.

Считаем, что такие расчёты должны сопровождать каждый законопроект о передаче госфункций самоуправляемым организациям и в конкурентную среду.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А. Перуашев

Е. Барлыбаев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Б. Дюсембинов

Д. Еспаева

М. Казбекова