Перуашев
Азат
Турлыбекулы

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
«Ак жол» повторно просит Правительство восстановить нормы об исключения субсидиарной ответственности участников ТОО по долгам предприятия, как и предприятия – по долгам учредителей

Премьер-Министру

Республики Казахстан

г-ну Сагинтаеву Б.А.


Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

        16 мая т.г. фракцией ДПК «Ак жол» был озвучен депутатский запрос Правительству о недопустимости субсидиарной ответственности добросовестных учредителей товариществ с ограниченной ответственностью за долги предприятия.

        Фракция ДПК «Ак жол», в частности, просила вернуть в типовые уставы ТОО норму об отсутствии ответственности учредителей за долги ТОО и прекратить преследования добросовестных предпринимателей.

        Однако в полученном на днях ответе Правительства утверждается, будто указанные в Законе «О реабилитации и банкротстве» основания для привлечения к субсидиарной ответственности не противоречат требованиям Гражданского кодекса, в связи с чем Правительство против возврата в типовой устав ТОО нормы об отсутствии ответственности учредителей за долги предприятия.

        Более того, из ответа следует, что перекладывание долгов предприятий на учредителей принимает систематический характер. Судя по всему, тем самым налоговики восполняют собственные пробелы в собираемости налогов, что остро критиковалось депутатами в ходе недавнего Отчёта Правительства об исполнении бюджета за 2017 г.

        В этой связи фракция «Ак жол» вынуждена обратить внимание Правительства, что требования о привлечении учредителей ТОО к оплате долгов товарищества противоречат не только Гражданскому кодексу, но и статье 2 профильного Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», где чётко и однозначно зафиксировано, что, цитирую - «участники товарищества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах внесенных ими вкладов».

        Более того, именно такой подход закреплен в законодательстве практически всех стран ОЭСР, в законе Gmbh-Gesetz Германии, законе «О Компаниях» Китая, в законах и кодексах США, Франции, Канады, Ирландии, и т.д. Даже название этой формы предприятий «компании с ограниченной ответственностью» говорит само за себя.

        Но только в Казахстане налоговики додумались, вопреки рыночным законам «пристегнуть» субсидиарную ответственность к ТОО. Это оригинальное «изобретение» придаёт крайне неприглядную, «пещерную» окраску нашей налоговой политике и говорит о непонимании природы предпринимательства.

        Из ответа Правительства следует, что самым распространенным основанием, по которым учредители привлекаются к субсидиарной ответственности, является «не обращение должника в течение шести месяцев в суд с заявлением о признании его банкротом со дня, когда должник узнал о наступлении неплатежеспособности».

        Но такой подход противоречит и ст.44 указанного Закона РК о ТОО который прямо устанавливает, что общее собрание учредителей может проводиться не реже одного раза в год.

        Значит, учредитель в течение года может даже не знать о ситуации с неплатежеспособностью, а у него за это время отберут все имущество, включая жильё, а семью вместе с детьми выбросят на улицу!

        О чём вы думаете, господа?

        Кто на таких условиях захочет заниматься бизнесом, инвестировать деньги и создавать рабочие места?

        Кроме того, если предприниматель будет инициировать собственное банкротство при каждом сомнении в текущих оборотах на предстоящие 6 месяцев – то грош ему цена, как бизнесмену.

        В отличие от теплого кресла чиновника, в бизнесе нет гарантированных поступлений из бюджета.

        По данным Национального доклада НПП о состоянии предпринимательства, до 80% предприятий испытывают трудности с привлечением инвестиций, ещё 64% жалуются на проблемы с получением кредитов. Другими словами, нестабильное финансирование в бизнесе сегодня стало правилом, а не исключением. И талант предпринимателя состоит именно в способности бороться за выживание своего бизнеса, преодолевать любые трудности и испытания. И многим из них удаётся найти решение проблемы не за 6 месяцев, и даже не за 6 недель, а за 6 дней до «дня Х».

        А Правительство предлагает бизнесу не бороться, не выживать, а сразу сдаться налоговикам и банкротиться. 

        Тогда сразу закрывайте те самые 80% МСБ. Но кто будет кормить этих людей?

        И что вы получите в сухом остатке?

        Вместо массового предпринимательства, о котором говорит Президент, наши госорганы хотят оставить в бизнесе только олигархов и компании, сидящие на тендерах, потому что только их доходы сегодня более-менее предсказуемы.

        Но даже и в системе закупок - разве мало примеров, когда госорганы, нацкомпании или недропользователи месяцами задерживают оплату выполненных контрактов?

        Все остальные предприниматели находятся в ещё более подвешенном состоянии, так как полностью зависят от платёжеспособного спроса населения, который сегодня подорван после серии девальваций. Но именно так формируется конкурентоспоспобный бизнес, который развивается не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

        И счастье налоговиков, что их новшества тщательно скрываются и пока не стали известны всему обществу. Даже запрос фракции «Ак жол» на эту тему от 16 мая, не получил освещения во многих СМИ, и можно только догадываться почему.

        Уважаемый Бакытжан Абдирович!

        Мы понимаем, что в конкретных случаях субсидиарная ответственность может и должна работать.

        Но в отношении менеджеров, и тем более – учредителей ТОО принцип субсидиарной ответственности не должен применяться – это краеугольный камень самой массовой формы организованного предпринимательства.

        В связи с вышеизложенным, фракция ДПК «Ак жол» просит Правительство в третий раз вернуться к проблеме и восстановить нормы об исключения субсидиарной ответственности участников ТОО по долгам предприятия, как и предприятия – по долгам учредителей. Либо, как компромиссную меру мы предлагаем сократить срок обязательного уведомления о неплатежеспособности ТОО с 6 до 1-2-х месяцев.

        В конце концов, налоговые поступления должны обеспечиваться не выкручиванием рук предпринимателям по второму или третьему кругу, а расширением налогооблагаемой базы, созданием условий для частной инициативы и прибыльной работы предприятий.

        С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»

А. Перуашев

Е. Барлыбаев

Е. Никитинская

К. Абсатиров

Б. Дюсембинов

Д. Еспаева

М. Казбекова