Смағұл
Бақытбек

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
"Главное богатство – это мир" статья Б.Смагула в газете "Казахстанская правда"

"Главное богатство – это мир"  статья Б.Смагула в газете "Казахстанская правда"

Какие уроки мы должны извлечь из январских событий? Дестабилизация ведет к погромам и насилию, открывает путь действиям радикальных групп. Это ввергало многие страны в хаос и войну, и выход из порочного замкнутого круга лишь один – патриотизм.

Мы, ветераны Афганской войны, видели, как раздор и противостояние в обществе привели к бесконечным страданиям населения, горю, потерям и нищете в Афганистане. Перед 40-й армией советских воору­женных сил в этой горной стране стояло несколько основных задач. В первую очередь мы должны были оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. В основном эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Вместе с тем более 70% сил и средств 40-й армии постоянно было задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов. Эта напряженная работа не прекращалась вплоть до последнего дня пребывания Ограниченного контингента в Афганистане. Эти задачи были выполнены полностью. Перед Ограниченным контингентом никто и никогда не ставил задачу одержать военную победу в чужой стране.

27 декабря 1979 года, в 3 часа утра, в составе 66-й мотострелковой бригады мы были подняты по тревоге и после совершения марша по железной дороге в ночь с 31 декабря на 1 января, переправившись через понтонный мост через Амударью, вступили на землю Афганистана. К слову, Герой Советского Союза, позже 1-й министр обороны независимого Казахстана, «Халық Қаһарманы» Сагадат Нурмаганбетов сам сопровождал молодых бойцов до Термеза, лично контролируя нашу безопасность. С отцовскими наставлениями и пожеланиями вернуться живыми и здоровыми он проводил нас в Афганистан.

Солдаты воинских соединений, введенных на афганскую землю после нас, рассказывали, что они жили в обустроенных казармах, где были оборудованы бани, организован отдых военнослужащих после боевых операций. Ни одного из вышеперечисленных удобств у нас не было.

«66-я ОМСБр, выполняя поставленные задачи, в течение пяти месяцев не имела пункта постоянной дислокации. Личный сос­тав жил по-боевому: в машине и под машинами, – вспоминает наш комбриг Олег Смирнов. – Только 18 июня бригаде был определен пункт пос­тоянной дислокации в районе Саморхейль, южнее города Джелалабада. Началось обустройст­во бригады. Но никто не снимал с нас ответственности за выполнение ранее поставленных боевых задач».

У этой войны были свои особенности и своя тактика. В Афганистане не было ни фронта, ни тыла. Противника не видно, но смерть ходила рядом, можно сказать, в обнимку. Мы были здесь чужими. Особенности таких боевых действий заключались в том, что небольшие отряды моджахедов скрывались в гуще населения и не вызывали подозрения, так как не носили форменной одежды. Такие отряды были опаснее крупных вооруженных формирований, ибо обнаружить их было чрезвычайно трудно. От открытого боя они уклонялись, а принимали его только тогда, когда другого выхода не было. Отряды душманов наносили удары в любое время суток, в самых неожиданных местах и бесследно исчезали, растворившись среди мирного населения.

«Какую бы противники ни проводили антисоветскую пропаганду, отношение наших солдат к местному населению было дружественным и уважительным (конечно, были исключения, как и в любой войне). В ходе операций часто ставили на довольствие подразделения афганской армии, всегда оказывали медпомощь афганцам, когда они обращались за ней. Всегда кормили голодных афганских ребятишек. Были случаи, когда помогали собирать урожай, строить социально значимые объекты. Могу с уверенностью сказать, что в операциях по «зачистке» кишлаков бригада никогда не участвовала. Это всегда было прерогативой афганских спецслужб», – отмечает наш командир Олег Смирнов.

Всегда с глубокой печалью и скорбью вспоминаю своих боевых друзей из моей 1-й роты, которая была почти полностью уничтожена в бою в Харе, в провинции Кунар, в самом крупном боестолкновении в Афганской войне. Операция Хара, кровавая бойня, началась в мае 1980 года и длилась два месяца. Только несколько человек вернулись в бригаду. Оставшиеся в бригаде солдаты, посмотрев на наши лица, никого не узнавали: до того мы были исхудалые, истощенные. Лица ребят были выжжены солн­цем и изрезаны морщинами. У всех грозный вид. Не смеялись от радос­ти, не рыдали от горя. Как будто наступила эмоциональная пустота, все эмоции и чувства исчерпаны. Позже за счет бойцов из других подразделений снова пополнились ряды 1-й роты. Но никогда не восполнить утрату погибших.

После возвращения из Афганистана в 1982 году мне начали удалять осколки. Хирурги сначала из моей плоти убрали восемь осколков. Все они затаились в костях и сухожилиях. Операция была сложной. Даже встал вопрос об ампутации моей ноги. Но Бог миловал меня, и беда прошла мимо. Однако после той операции мне был вынесен приговор медкомиссии, который определил меня инвалидом ІІ группы. На сегодняшний день я окончательно запутался в количестве извлеченных осколков. Только помню извлеченный восьмой осколок. Про остальные не помню, да и вспоминать не хочу. Однако эти осколки, словно следы войны, оставили незаживаю­щую в сердце рану.

Афганская война – наша боль и трагедия. Она показала мужество и героизм, несгибаемый дух, храб­рость, самоотверженность наших воинов, продолживших славные ратные традиции великих батыров.

Мы, ветераны-афганцы, очень гордимся нашим батыром – Қара майором. На афганской войне ходили легенды о нем, командире 177-го отряда спецназа разведки ГРУ Генштаба армии СССР. Борис (Бакыт) Керимбаев был единодушно признан как советскими воинами, так и афганцами. Масштабы его воинской личности не оспариваются никем. Қара майор Борис Керимбаев был одной из тех редких личностей, кто вызывает полное доверие окружающих, имеет устойчивую положительную репутацию, производит внушительное впечатление.

Борис Тукенович обладал способностью доносить свое слово до ума, чувств и разума солдат. Его отличали продуманность и вескость суждений, выводов, действий, его способность ко всему подходить с чувством, с толком, с расстановкой. Не было смысла повышать голос, браниться, он всегда был абсолютно уверен, что каждое его слово будет услышано и осмыслено. Он без сомнений и колебаний в голосе, четко и лаконично давал команды. Бойцы с интересом внимали его голосу. Они верили каждому его слову, верили, что с этим командиром выйдут победителем из любой передряги.

Поэтому когда от безвыходности ситуации и беспросветности будущего шах Масуд обещал миллион долларов за голову Қара майора, никто из приближенных командиров, бойцов не предал Бориса Тукеновича. Они остались верными своему командиру.

Советское кино изображало героев эдакими суперменами, склонными к безотчетной, безудержной, лихой храбрости. Современная кинематография, особенно голливудская, тоже частенько этим грешит. В фильмах герои – это якобы личности, которые получают удовольствие и упоение от боя, адреналин от риска собой ради других, наслаждение от победы. Они словно воспринимают поле боя как благодатное место для проявления огромной молодецкой силы, неис­тощимой энергии. Жизнь намного сложнее кино. Настоящий Герой знает, что любой бой, безусловно, предполагает риск собственной жизнью и жизнью солдат. Поэтому он не допускает опьянения, ведь опьяненному жизнь – копейка, и его бездумная, бурная реакция и безумные действия могут вес­ти к бессмысленным убийствам. Қара майор берег каждого солдата, уважал соперника, соблюдал неписаные правила войны. Борис Керимбаев за свою храбрость, честь и достоинство вызывал уважение даже у врага.

Қара майор никогда не прятался в штабе, чтобы отдавать приказы из спокойного места. Всегда находился в самой гуще кровопролитных сражений. Подвергаясь смертельной опасности сам, прикрывал солдат, заботился о их жизни и безопасности. Смелый, неустрашимый, в то же время терпеливый и компетентный, он умел привязать к себе всех и заставить безропотно ему повиноваться. Его пронизывающий взгляд приводил в трепет противника, в его соколиных глазах была видна жесткая, непреклонная воля. Казахи эту магическую способность, присущую лишь истинным батырам, называют «мысымен басу». Не случайно советские главнокомандующие доверили ему вести переговоры с главным врагом СССР в Афганистане Ахмад шахом Масудом.

Батальон Қара майора неожиданно наносил сокрушительные удары, причиняя ощутимые потери. Заняв огневые точки и позиции на господствующих высотах, бойцы Керимбаева оказывали ожесточенное сопротивление. Так они в пух и прах разрушали военные планы Ахмад шаха Масуда. Понимая, что продолжение противостояния ухудшит его положение, афганский полевой командир вынужден был согласиться на временное перемирие с командованием 40-й армии. В июле 1982 года он вступил в переговоры с руководством советских войск. Қара майор участ­вовал в процессе подготовки двухэтапных переговоров. После некоторых заминок обе стороны пришли к соглашению.

По этому соглашению Масуд до 21 апреля 1984 года обязался не проводить боевые действия против советской армии и афганских войск (Вооруженных сил правительства Б. Кармаля). Взамен Советы на территориях, подконтрольных ему, не должны были вмешиваться в дела местных властей, должны соблюдать условия взаимного соглашения.

С моей точки зрения, смысл главного героизма Қара майора в Афганской войне заключается именно в этом! Он принудил Ахмад шах Масуда, уважаемого афганским народом лидера, пойти на переговоры, искать в компромиссе общую пользу. Благодаря договореннос­тям с июля 1982 года до 21 апреля 1984 года в Панджшере военные действия не проводились. Следовательно, сколько человеческих жизней тем самым было спасено?! Большое количество солдат возвратились в свои дома не в цинковом гробу, а живыми и на своих ногах. Что на свете может быть дороже человеческой жизни? Полагаю, что воины-интернационалисты из всех республик СССР, которые вернулись домой в этот период, в долгу перед Қара майором.

10 октября 1983 года Керимбаев сдал должность командира 177-го отряда В. Квачкову и отбыл для прохождения дальнейшей службы в Среднеазиатский военный округ. Позже, с 21 апреля 1984 года, отношения между Ахмад шахом и Советами вновь ухудшились. Разгневанный Масуд начал уничтожать подразделения советской армии…

Мною были исследованы архив­ные документы, в которых отражены героические подвиги Қара майора. В наградном листе к Указу Президиума Верховного Совета СССР № 6568-Х от 16 февраля 1982 г., по которому майор Керимбаев Борис Тукенович награжден орденом «За службу Родине» ІІІ степени, записано: «В Вооруженных силах СССР с 30 сентября 1966 года. Призван Джамбульским РВК Джамбульской области. ...За время службы в войсковой части 56712 майор КЕРИМБАЕВ Б. Т. зарекомендовал себя, как грамотный, требовательный командир части. К исполнению служебных обязанностей относится добросовестно. В части, которой он командует с февраля 1980 года, поддерживается высокая боевая готовность, техника и вооружение части постоянно находятся в исправном состоянии, что неоднократно отмечалось вышестоящим командованием...» (Основание: ЦА МО РФ, фонд 33, опись 980968с, дело 25, лист 266).

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденами и медалями СССР военнослужащих и служащих Советской армии» № 8241-Х от 17 ноября 1982 года гласит: «За успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан наградить: Орденом «Красного Знамени» Керимбаева Бориса Тукеновича – подполковника». (Основание ЦА МО РФ, фонд 33, опись 1⁄12917с, дело 43, лист 2).

В наградном листе к Указу Президиума Верховного Совета СССР № 8241-Х от 17 ноября 1982 года записано: «Подполковник КЕРИМБАЕВ Б. Т. находится в ДРА с октября 1981 года. За это время принимал активное участие в сорока боевых операциях по ликвидации банд­формирований на территории Афганистана. Умело организовывал и осуществлял руководство подразделениями отряда, при этом проявил мужество и отвагу. Под руководством подполковника КЕРИМБАЕВА Б. Т. отрядом уничтожено свыше 700 представителей радикальных групп, пленено – 150, уничтожено и захвачено 18 складов с оружием, боеприпасами и продовольствием. Только при проведении операций в июле с. г. в ущелье ПАНД­ЖШЕР (провинция Каписа) было уничтожено более 200 и взято в плен 48 мятежников...» (Основание: ЦА МО РФ, фонд 33, опись 1⁄12917с, дело 43, лист 111).

В 2011 году Указом Президента Казахстана Борис Тукенович награж­ден орденом «Айбын» І степени. По моей инициативе и при поддержке ветеранских организаций приказом министра обороны от 4 сентября 2019 года имя Бориса Керимбаева было присвоено 177-му отряду специального назначения как признание его личного вклада и особого места в становлении военной разведки. Про Героя было снято несколько документальных фильмов, художественный фильм «Возвращение в «А», сценарий которого основан на реальных событиях, связанных с легендарным батыром Афганской войны, талантливым полководцем Қара майором.

В целях увековечения имени Қара майора, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, повышения престижности военных профессий мной были написаны книги «Қазақтың Қара майоры», «Король Панджшера», в которых показаны крупным планом его исключительный героизм, раскрыто особое значение его подвигов. Еще 3 тома моих произведений посвящены Борису Тукеновичу. Герой сам присутствовал на презентациях книг, проведенных в разных городах.

Ассоциация Qazaqstan Ardagerleri, совместно с Федерацией универсального боя Казахстана ежегодно проводит спортивный турнир имени Бориса Керимбаева. Нами проводятся различные мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодежи на подвигах героев ВОВ и Афганской войны. Молодежь, воспитанная на образце настоящих героев, не будет идти во главе нравственного беспредела, но будет беречь то, что создано и продолжать созидательные дела на благо нашей Родины.

Следует отметить, что по инициативе Ассоциации Qazaqstan Ardagerleri и постановлением Правительства за номером 467 от 3 июля 2019 года в Казахстане 15 февраля признан «Днем вывода ограниченного контингента советских войск из ­Демократической Республики Афганистан». Для нас, 16-тысячной армии ветеранов-афганцев, – это день скорби, день Памяти. Для нас – это день, когда прекратился поток цинковых гробов во все концы страны.

В преддверии этой даты хочется еще раз отдать дань памяти и уважения самоотверженному подвигу наших воинов. В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне.

Хочу пожелать всем воинам-интернационалистам, также их семьям крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия. Пусть в нашей Отчизне царят мир, согласие и мирное небо над головой!