Смағұл
Бақытбек

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
07.11.2016 Обратился с вопросом на правительственном часе на тему: "О ходе исполнения "Дорожной карты занятости -2020"

 

Глава государства в Стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» вторым вызовом для нашей страны и региона назвал глобальный демографический дисбаланс.

Исследования, проведенные учеными по заказу вашего министерства показывают, что если ситуация не изменится, то к 2050 году 55 процентов населения будут проживать в южных регионах. При этом, по их расчетам, примерно на 5 миллионов увеличится количество жителей южных регионов, а в северных, наоборот, на один миллион сократится. Это может привести к тому, что на севере целые села и районы опустеют, хозяйство придет в упадок. А на южных регионах Казахстана возрастет нагрузка на системы социальной защиты и здравоохранения, к тому же могут возникнуть проблемы на рынке труда, возможно, усилится социальная напряженность. Для преодоления этого вызова Правительством в рамках Дорожной карты занятости, через систему повышения трудовой мобильности с 2014 года реализуются меры по стимулированию добровольного переселения казахстанцев на север. Мы эти меры поддерживаем. Но нас волнуют незначительные количественные показатели.

В рамках реализации постановления Правительства Республики Казахстан от 18 февраля т. г. «Об установлении региональной квоты приема оралманов и переселенцев на 2016 год» выделены квоты для приема 463 семей переселенцев: в Павлодарской области – 300 семей, Северо-Казахстанской – 101 семья, Восточно-Казахстанской – 40 семей, Костанайской – 22 семьи. Если исходить из расчета, что семья в среднем состоит из пяти человек (родители и трое детей), то с такими темпами для переселения миллиона человек в трудодефицитные регионы понадобится 431 год!

На встрече с избирателями выяснилось, что желающих использовать эту возможность много, однако ресурсы по обеспечению арендным жильем или комнатой в общежитии у акиматов ограничены.

Есть еще одно обстоятельство, которое нас волнует. Промышленно развитым регионам, куда направляются переселенцы, нужны квалифицированные рабочие. А переселяются в основном жители населенных пунктов с низким экономическим потенциалом и безработные граждане. В связи с этим, необходимо чтобы они прошли обучение и приобрели трудовую квалификацию, востребованную в конкретных производствах в направляемых регионах.

С учетом изложенного просим представить следующую информацию:

1) Предусмотрено ли в перспективе увеличение квоты для приема переселенцев? Сколько всего людей планируется или прогнозируется переселить из трудоизбыточных регионов? 

2) Как реализуются меры по обучению переселенных граждан для получения рабочих специальностей, востребованных в этих регионах и планируете ли совершенствовать эту систему?

3) Регионы, рекомендованные Правительством для переселения, благоприятны для ведения сельского хозяйства. В связи с этим, ведутся ли работы совместно с Министерством сельского хозяйства по поддержке тех переселенцев, кто открыл свое дело в отраслях АПК и переработки сельхозпродукции?

4) Планируются ли совместные работы с Министерством национальной экономики в рамках новой программы жилищного строительства «Нұрлы жер» по обеспечению арендным жильем всех переселенцев?