Смағұл
Бақытбек

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
01.10.2018 г. Принял участие на презентации ЗРК "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам историко-культурного наследия"

 1.10.2018 года в 11.00 в конференц-зале Мажилиса Парламента РК был презентован законопроект с сопутствующими поправками «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия». В презентации приняли участие представители государственных органов, акиматов областей, эксперты в области охраны и использования памятников историко-культурного наследия, а также представители общественности. Приветствуя участников заседания, руководитель рабочей группы, депутат Мажилиса Абдрахманов С.А. отметил, что государственная политика в области историко-культурного наследия требует совершенствования законодательной базы. В связи с чем принято решение о разработке Закона в новой редакции. Действующий Закон Республики Казахстан «Об охране и использовании объектов истоpико-культуpного наследия» был принят в 1992 году. Об основных положениях проекта нового Закона депутатов проинформировал и ответил на их вопросы министр культуры и спорта Мухамедиулы А., который отметил следующие концептуальные новшества законопроекта. Первое. Необходимо расширить понятия и виды памятников истории и культуры. Нужно придать официальный статус объектам, определяемым как сакральные, а также вывести в отдельный вид памятников сооружения монументального искусства, которые сегодня отнесены к группе памятников архитектуры и градостроительства, что не отражает их основной сути. Предлагается также систематизировать вопрос выявления и учета объектов историко-культурного наследия. Например, на сегодняшний день памятник археологии признается памятником истории и культуры с момента его выявления автоматически. При этом данный статус за памятником официально не закрепляется. Данная правовая коллизия не позволяет своевременно включить объект в Список памятников истории и культуры. Как следствие, отсутствует должный мониторинг его состояния со стороны уполномоченного органа, выделение своевременного финансирования на обеспечение его сохранности, что в итоге ведет к ухудшению общего состояния вновь выявленного археологического объекта. Для четкой регламентации данного вопроса в законопроекте определены конкретные шаги и хронологические рамки по включению либо исключению их из Списка предварительного учета и действия по определению статуса объекта. Кроме того, предлагается дополнить компетенцию уполномоченного и местных исполнительных органов функцией проведения мониторинга состояния объектов историко-культурного наследия, обеспечивающего своевременное выявление объектов наихудшего состояния и принятия мер по обеспечению их сохранности. Второе. Серьезной проблемой сегодняшнего дня является регулирование вопроса проведения археологических работ на памятниках истории и культуры. Отсутствие порядка проведения археологических работ привело к тому, что сегодня каждый археолог самостоятельно определяет ход работы. И зачастую организации, проводящие археологические исследования, оставляют раскопанный объект без консервации, не вывозят отвалы с территории, что приводит к безвозвратной утере историко-культурной значимости объекта. В целях упорядочения вопроса и ужесточения мер охраны в компетенцию уполномоченного органа предлагается включить норму по разработке и утверждению правил и условий проведения археологических работ, где будут четко регламентированы все действия, связанные с работами на объекте. Третье. Предусмотрены нормы по согласованию местными исполнительными органами вопроса лишения и придания статуса памятников местного значения с центральным уполномоченным органом – Министерством культуры и спорта. Данная мера позволит обеспечить объективность и обоснованность принимаемых решений. Четвертое. Отдельное внимание в законопроекте отводится вопросам лицензирования археологических и реставрационных работ. Данная норма вводится в целях исключения ситуации, когда один и тот же ученый заявляется научным руководителем от нескольких организаций при подаче заявления на выдачу лицензии. Как показывает практика, такой подход серьезно сказывается на качестве проводимых работ. Следующий важный шаг – передача компетенции по утверждению границ охранных зон памятников историко-культурного наследия от местных представительных органов местным исполнительным органам, т.к. обеспечение охраны и использования памятников является прямой компетенцией акиматов областей, городов республиканского значения и столицы. В законопроекте особое внимание уделено обеспечению сохранности объектов историко-культурного наследия при освоении территорий. В действующем законодательстве эти моменты учтены в общих чертах. Отсутствие конкретной регламентации допускает неисполнение требований закона. В целях устранения этих пробелов законопроектом предусмотрены конкретные экстренные меры по обеспечению сохранности выявленных объектов, а также правовая ответственность землепользователей, собственников, а также ответственных государственных органов в случаях выявления объектов историко-культурного наследия при освоении земель. Пятое. В целях обеспечения сохранности памятников истории и культуры предусматриваются меры, обеспечивающие планомерное и согласованное проведение археологических и научно-реставрационных работ. Текущая ситуация такова, что сегодня каждый, кто имеет лицензию на осуществление археологических и научно-реставрационных работ, может бесконтрольно проводить те или иные работы на объектах, которые проводятся Министерством образования и науки, акиматами, а также частными организациями. Предлагается закрепить нормы по ежегодному планированию археологических и научно-реставрационных работ, План которых будет утверждаться уполномоченным органом (МКС) и формироваться на основании предложений местных и центральных государственных органов, а также иных юридических и физических лиц. Все эти правовые меры дадут возможность упорядочить, систематизировать осуществление археологических раскопок и научно-реставрационных работ. Кроме того, это позволит исключить возможность двойного финансирования работ. Наряду с этим в законопроекте расширены нормы в части ведения научно-реставрационных работ на памятнике истории и культуры. Предлагается закрепить нормы по организации и проведению научно-реставрационных работ на основании проектов, а также в случае содержания состава строительно-монтажных мероприятий предусмотреть наличие лицензии на строительно-монтажные работы. Также физические и юридические лица, осуществляющие научно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры, должны будут в определенные сроки представлять отчет о проделанной работе в зависимости от статуса памятника в соответствующие государственные органы. Это позволит обеспечить мониторинг всех проводимых работ и контролировать их качество. Сопутствующим законопроектом вносятся поправки в Земельный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», «О государственном имуществе» и «О разрешениях и уведомлениях». После обсуждения решено продолжить дальнейшее рассмотрение законопроекта в рабочей группе с учетом высказанных сегодня замечаний и предложений.