Смағұл
Бақытбек

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС: «О РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВОЙ КАЗАХСТАН» В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПОМ К ИНТЕРНЕТ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЧИСЛЕННОСТЬЮ ОТ 250 ЧЕЛОВЕК».

 Правительственный час в Мажилисе: о реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» по обеспечению доступом к Интернет населенных пунктов от 250 человек

Сегодня в Мажилисе состоялся «правительственный час». Тема - «О реализации Государственной Программы «Цифровой Казахстан» в части обеспечения доступом к Интернет населенных пунктов Республики Казахстан численностью от 250 человек». Докладчик – министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Аскар Жумагалиев. Открывая заседание, вице-спикер Мажилиса В. Божко отметил, что 18 октября этого года Председатель партии «Nur Otan», Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев на совещании по рассмотрению хода реализации Предвыборной программы партии «Казахстан – 2021: Единство. Стабильность. Созидание» и Плана нации «100 конкретных шагов», с участием членов Правительства, представителей аппарата партии «Nur Otan» и ее фракции в Мажилисе отметил важность обеспечения доступа к Интернету сельских населенных пунктов. Вместе с тем, Елбасы в ходе оценки реализации программ развития регионов страны, отметил, что отсутствует соответствующий контроль за исполнением этих мероприятий.В этой связи перед депутатским корпусом стоит приоритетная задача по контролю в регионах за своевременным обеспечением доступа к Интернету сельских населенных пунктов. Все соответствующие ресурсы для этого в государстве имеются. Выступая с докладом перед депутатами, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности А.Жумагалиев отметил, что в рамках реализации поручения Главы государства и Государственной программы «Цифровой Казахстан» проводятся плановые работы по обеспечению услугами широкополосного доступа к сети Интернет сельских населенных пунктов Республики Казахстан. В настоящее время в стране услуги ШПД доступны в 117 городах и 3324 СНП. Они обеспечены разными технологиями, в том числе сетями волоконно-оптических линий, сети 3G и 4G. В 2018 году Казахстан занял 21-место во всемирном рейтинге по количеству абонентов сотовой связи. В Казахстане количество пользователей Интернет в 2018 году составило 81,3% и во всемирном рейтинге Казахстан занял 45-е место. В целях дальнейшего обеспечения широкополосным доступом к сети Интернет сельских населенных пунктов в 2018-2022 годах планируется строительство волоконно-оптических и LTE (4G) линий. • Первый этап - строительство волоконно-оптических линий. Реализация проекта позволит предоставить доступ к высокоскоростному интернету в 1 250 сельских населенных пунктах. По итогам первого полугодия 2019 года волоконно-оптические линии подключены в 83 сельских населенных пунктах (в том числе 85 объектов здравоохранения и 76 объектов образования). До конца 2019 года будут подключены к сети Интернет 685 сел, в 2020 году планируется подключить остальные 509 сел. Второй этап - Путем развития сети мобильной связи 4 (LTE) и других технологий в 2020-2022гг. планируется обеспечить Интернетом 3 143 сел. В рамках реализации вышеуказанных проектов до конца 2020 года 880 СНП с населением 250 и более жителей будут обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет. Вместе с тем, в дальнейшем планируется подключить 885 СНП с населением 50 и более жителей. По итогам до конца 2022 года будет подключено к сети Интернет 5089 сельских населенных пунктов. Для остальных сел будет обеспечена техническая возможность обеспечения Интернетом с применением спутниковых технологий. Между тем, подключение к сети Интернет сельских населенных пунктов будет осуществляться в соответствии со списком перспективных сел, подготовленного Министерством национальной экономики. Также в целях определения качества оказания услуг связи Министерством будет проводится работа по выявлению неустойчивой связи на участках. В целях улучшения качества связи в данных участках проработан вопрос установки дополнительной базовой станции совместно с акиматами и операторами связи. К примеру, в Щучинско-Бурабайской курортной зоне и на территории г. Нур-Султан совместно с акиматом был решен вопрос строительства мачт. Эти мачты будут построены частными предпринимателями, а операторы сотовой связи установят базовые станции. Аналогичная работа начата с акиматами г. Алматы и Павлодарской области. И другим областным акиматам также предложено провести аналогичную работу. По поручению Президента Министерством ведется работа по внедрению сети 5G в Казахстане. В настоящее время проводится работа по определению стандарта новой технологии мобильной связи 5 G. Тестовые испытания мобильной связи 5G проведены в г. Нур-Султан, Алматы и Шымкент. По итогам испытаний будет проведен анализ возможностей применения технологии в развитии Интернет вещей, телемедицине, цифровизации промышленности, «умных» городов. В связи с большим объемом, привлекаемых инвестиций для внедрения технологии 5G на первом этапе внедрения этой технологии планируется в городах республиканского значения (Нур-Султан, Алматы, Шымкент). Таким образом, планируется внедрение технологии 5G до конца 2021 года в г. Нур-Султан в Университете Назарбаева и в ЭКСПО, также в 2022 году в аэропорте и вокзале, торговых центрах и площадках. Далее с 2023 года будет проводится работа по внедрению во всех областных центрах страны. В результате работ по реализации вышеуказанных проектов 97 % населения Казахстана до конца 2022 года получат ШПД к Интернету. Для оставшиеся 3 % будет обеспечена техническая возможность применения спутниковой технологии. Повышение доступности к сети Интернет в сельских населенных пунктах будет являться основой базы для реализации других проектов по госпрограмме «Цифровой Казахстан», таких как электронное здравоохранение, оказание электронных услуг. Это послужит сокращению цифрового разрыва между городом и селом. Предоставление жителям возможность полноценного использования цифровых технологий, даст толчок к развитию экономики Казахстана. В развитие темы с содокладом выступил председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Мухтар Ерман. Парламентарий обозначил, в частности, ряд аспектов, вытекающих из приоритетов Государственной Программы «Цифровой Казахстан». Как сказал депутат, результатом реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» за 2018 год была предусмотрена реализация 10 целевых индикаторов и 20 показателей результатов. На сегодняшний день из 10 целевых индикаторов результаты достигнуты по 7 индикаторам (исполнение: 70%). Из 20 показателей результатов 16 показателей достигнуты, что составляет 80%. Наряду с этим, анализ показал, что в Стратегическом плане до 2025 года и Стратегической карте ключевых национальных индикаторов не предусмотрено такое важнейшее направление развития страны, как «Цифровизация». Тем самым 7 целевых индикаторов Госпрограммы «Цифровой Казахстан» не имеют вышестоящих национальных показателей. Отсутствие координации и логической связи между программными документами создают риски невыполнения стратегических целей в поставленные сроки. В ходе обсуждения программы «Цифровой Казахстан» необходимо помнить о проблемах исполнения госпрограммы «Информационный Казахстан». По данным Счетного комитета ряд мероприятий указанной программы реализованы не в полной мере. Например, разработанная МОН система электронного обучения E-learning стоимостью 35 млрд тенге не была принята в эксплуатацию. Отдельно следует упомянуть о решении РБК (протокол №5 от 20 марта 2018 года) о принятии государственных обязательств Правительства по проекту государственно-частного партнерства «Обеспечение широкополосным доступом сельских населенных пунктов РК по технологии волоконно-оптических линий связи» по гарантированному потреблению услуг связи с 2018 по 2031 годы на сумму 209 118 421 тыс. тенге, которая была скорректирована до 208 551 млн тенге с продлением срока до 2032 года. При этом частные партнеры инвестируют в проект как собственные, так и заемные средства. АО «Казахтелеком» вкладывает 52,6 млрд тенге, из них 26, 6 млрд тенге заимствуется в БРК. Только в течении 2020-2022 годов будут обеспечены широкополосным доступом 1250 сел и 3718 госорганов и бюджетных организаций (в том числе 1059 объектов здравоохранения и 1342 объекта образования). В чем заключается экономика проекта? В фиксированных тарифах --- по имеющимся данным для школ 187,2 тыс. тенге, для других госучреждений 121,3 тыс. тенге в месяц. Вместе с тем поставщики услуг должны быть готовы к публичному контролю со стороны общества и отвечать своей деловой репутацией за качество работы. Важными для населения, в первую очередь, сельского, являются вопросы доступа к получению медицинских услуг в цифровом формате. Вместе с тем, итоги 2018 года показывают, что охват интернетом организаций здравоохранения ниже районного уровня составляет пока менее 40%. В частности, в Карагандинской (32%), Северо-Казахстанской (33%), Туркестанской (35%) и Восточно-Казахстанской (35%) областях. В настоящее время по стране 1298 организаций здравоохранения не обеспечены доступом к сети Интернет. Вместе с тем, в Карагандинской области реализуется ГЧП проект по подключению отдаленных сельских округов к сети Интернет посредством спутниковых каналов связи. Однако со стороны медицинских организаций отсутствуют инвестиционные затраты в части закупа необходимого оборудования. Установка и подключение оборудования осуществляется за счет частного партнера по средней стоимости 38 тыс. тг. за одну точку. В этой связи министерствам цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, здравоохранения, финансов необходимо усилить работу по максимальному охвату широкополосным доступом к Интернету организаций здравоохранения ниже районного уровня до конца 2020 года. Доступ к Интернету играет большую роль в целях формирования «слышащего государства» и информированности граждан о деятельности государственных органов в соответствии с нормами Закона РК «О доступе к информации». На прошлом правительственном часе была уже озвучена цифра 93 школ, не подключенных к Интернету. Наибольшее их количество в Западно-Казахстанской области (30 школ), также подобные школы есть в Туркестанской, Акмолинской, Карагандинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и Мангистауской областях. Кроме того, 684 школы подключены к Интернету со скоростью менее 4 Мбит/сек. Наряду с этим, как известно, часто бывают сбои интернет- соединения в тех школах, где уже обеспечен доступ к Интернету. Это говорит о недостаточном качестве Интернета и в значительной степени препятствует доступу к элементам цифровой образовательной платформы, и таким образом получению в сельских школах качественного образования. Коллега Дулатбеков ранее приводил убедительные данные. Телекоммуникационные сети связи вдоль всего периметра государственной границы развиты слабо, что не позволяет подразделениям Пограничной службы иметь доступ к информационным сетям и платформам. Арендуемые точки подключения имеют недопустимо низкую пропускную способность менее 2 мегабит в секунду. В этой связи соответствующим в целях решения вопросов обслуживания населения на пунктах пограничного контроля, расположенных вблизи сельских населенных пунктов, и целом для охвата Интернетом приграничных территорий проработать меры по обеспечению широкополосным доступом к Интернету пограничных застав и отделений пограничного контроля с выделением соответствующих бюджетных средств. Решение рассматриваемого сегодня вопроса имеет важное значение для эффективного развития сельского хозяйства. Вместе с тем, необходимо отметить, что как правило крестьянские хозяйства, находятся за пределами сельских населенных пунктов, тем самым Интернет в селе не позволит фермеру развернуть технологии точного земледелия в полной мере. Антенны или базовые станции, позволяющие протянуть сигнал связи непосредственно до полей и пастбищ являются дорогостоящими и зачастую недоступны для фермера. В этой связи, министерствам цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, сельского хозяйства необходимо обратить внимание на возможность объединения проектов покрытия сел и сельхозземель в один проект и применить инвестиционное субсидирование операторов связи на покупку базовых станций. На реализацию программы «Цифровой Казахстан» нельзя смотреть только с технократической точки зрения. Бесспорно, нам важны экономические показатели от внедрения цифровых технологий в горнодобывающую, обрабатывающую промышленность, транспорт, аграрный сектор, туризм. Но Интернет на селе нужен наравне с дорогами, газификацией, качественной питьевой водой. Интернет – это мощнейший идеологический ресурс, одно из важнейших средств воспитания молодежи, формирования патриотизма и подлинной духовности. Там, где нет современных коммуникаций -- там не работает многомиллиардный госинформзаказ, особенно на фоне закрытия отделений «Казпочты». В ходе обсуждения депутаты задали ряд вопросов, на которые ответил министр и представители ряда приглашенных на заседание госорганов и ведомств. Подводя итоги заседания вице-спикер отметил, в частности, что у Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и у всех государственных органов есть все возможности и потенциал для своевременного и качественного выполнения тех задач, которые поставлены перед нами по обеспечению доступом к Интернету сельских населенных пунктов и в целом цифровизации нашего общества. Со своей стороны, депутаты Мажилиса готовы оказать всемерное содействие по реализации Государственной Программы «Цифровой Казахстан». «Правительственный час» завершился принятием депутатами Мажилиса соответствующих Рекомендаций.