Смағұл
Бақытбек

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

Мажилис одобрил в I чтении законопроект «О статусе педагога»

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса под председательством Спикера Палаты Нурлана Нигматулина депутаты одобрили в I чтении проект закона с сопутствующими поправками «О статусе педагога». Подводя итог состоявшегося обсуждения, Председатель Мажилиса подчеркнул, что депутаты, рабочая группа работали над законопроектом очень скрупулёзно, чтобы документ в полной мере отвечал поручениям Елбасы Нурсултана Назарбаева и Президента Касым-Жомарта Токаева о сокращении нагрузки на педагогических работников и учащихся, стимулах для учителей и работников дошкольных организаций, освобождению от несвойственных функций. В правительственный вариант законопроекта депутаты внесли ряд принципиальных поправок, касающихся, прежде всего, реального сокращения нагрузки на учителей. - Вопрос нормативной учебной нагрузки – очень острый и наболевший. Низкая нагрузка – это «мизерные» учительские ставки, высокая нагрузка – это сверхзагруженность наших учителей и соответственно низкое качество преподавания. В рамках обсуждения проекта закона мы встречались с педагогической общественностью. Учителя отмечали, что учебная нагрузка чрезмерно высока как для них, так и для учеников. Поэтому для исправления этого положения депутаты и предлагают снизить нормативную учебную нагрузку в неделю с 18 часов до 16 часов. При этом за 16 часов учителя должны получать столько же, сколько они получают сейчас за 18. Это очень важный момент, - подчеркнул Спикер Мажилиса. Нурлан Нигматулин также отметил, что решая задачу сокращения нагрузки на учителей, нужно обязательно продумать и снижение недельной нагрузки на учеников. Особое внимание депутаты уделили гарантиям защиты чести и достоинства педагога. Как подчеркнул Спикер Мажилиса, по предложению депутатов вводится норма об административной ответственности за посягательство на честь и достоинство педагогов. - Это совершенно новая норма, которая вводится впервые. Раньше было золотое правило: учитель всегда прав. А сегодня получается, что у учителей нет вообще никаких прав, - сказал Н.Нигматулин, отметив, что в последнее время участились случаи, когда педагоги подвергаются нападкам, а порой даже и насилию. По мнению Спикера Мажилиса, таким случаям должна даваться жесткая правовая оценка со стороны правоохранительных органов. Отдельное внимание депутаты уделили вопросу привлечения учителей к несвойственной их профессиональной деятельности работе. В правительственном варианте депутаты увидели противоречие между отдельными нормами, которые, в одном случае, обязывают педагога «содействовать социальному, культурному и экономическому развитию страны», а в другом – не допускают привлекать его к несвойственным профессиональной деятельности видам работы. - Прописывая в обязанность педагогов «содействовать социальному, культурному и экономическому развитию общества», мы опять рискуем загрузить их несвойственными функциями. Максимальное время учитель должен быть с учениками, а не на мероприятиях. Недавно я встречался с учителями, в частности, с педагогической общественностью столицы, чтобы обсудить законопроект. Так вот, учителя как настоящие граждане готовы активно участвовать в жизни страны, т.е. они не отказываются, но, прежде всего, они хотят заниматься своим делом – учить детей, - подчеркнул Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин. По мнению Спикера Мажилиса, педагог может выполнять работу, не связанную с его профессиональной деятельностью, но исключительно в тех случаях, которые предусматриваются законами страны. - И это необходимо четко отразить в законопроекте, - считает Н.Нигматулин. В связи с высказанными в ходе работы над законопроектом предложениями Председатель Мажилиса подчеркнул важность доработки отдельных норм. - До второго чтения необходимо обратить внимание на доработку норм по защите статуса педагога. Нормы по защите чести и достоинства учителей должны быть практичными и обеспечивать как неотвратимость, так и справедливость наказания за посягательство на них, - сказал Председатель Мажилиса. По словам Н.Нигматулина, с 1 января 2020 года зарплата педагогов возрастёт на 25% и в 2 раза в течение последующих 4-х лет. Кроме того, законопроектом предусмотрена доплата в 2-х кратном размере за классное руководство и проверку тетрадей, увеличение периода отпуска и другие меры. - Повышение статуса педагога — это целый комплекс мер, который включает все направления формирования положительного имиджа профессии педагога. Решать все задачи, о которых сегодня мы говорили, должно не только Правительство, но и Парламент, другие государственные органы, да и все общество в целом. Только таким образом используя весь комплекс мер, можно на деле добиться высокого статуса наших педагогов, - сказал Спикер Мажилиса. 

Image title


депутат Б. Смағұлдың сұрағы

Рахмет құрметті Нұрлан Зайроллаұлы!

Педагогикалық жұртшылық 30 жыл жұмыс өтелі болған кезде еңбек сіңірген жылдары бойынша, зейнетке шығу мәселесін көтеруде. Бұл бірінші кезекте мұғалімге түсетін психоэмоционалдық жүктемеге байланысты болып отыр. Осы мәселені депутаттар бірқатар жыл бойы бірнеше рет көтеріп келеді.

"Қазақстан Республикасында зейнетақымен қамтамасыздандыру туралы" Заңына сәйкес зейнетақы жинағы 10 миллион теңгеден астам болғанда ерлер 55 жастан, ал әйелдер зейнетақы жинағы 13,5 миллион теңгеден астам болғанда 51 жастан зейнетке шыға алады. Әрине мұғалімдердің мұндай жинақтары жоқ.

Айтынызшы, педагогикалық қызметі одан әрі тоқтатылған жағдайда зейнетке мерзімнен бұрын шығуға қатысты норманы енгізу жөнінде Сіздің пікіріңіз қандай?