Смағұл
Бақытбек

Член Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС: «ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ». МИНИСТР ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НУРЫМБЕТОВ Б. Б.

Image title

Image title

 

«Правительственный час» в Мажилисе: «Об эффективности реализации государственной политики по адресной социальной помощи»

Сегодня в Мажилисе состоялся «правительственный час», посвященным вопросам эффективности реализации государственной политики по адресной социальной помощи. Подчеркнув важность темы, заместитель Председателя Мажилиса Гульмира Исимбаева, акцентировала внимание на мерах социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей, которые реализуются сегодня согласно политике Первого Президента Казахстана-Елбасы Нурсултана Назарбаева и поручениям Главы государства Касым-Жомарта Токаева. За последние 14 лет расходы на социальную сферу выросли в три раза, а пособия и выплаты регулярно получали свыше 1,5 млн.граждан. При этом вице-спикер Мажилиса напомнила об одобренных депутатами Палаты законодательных поправках относительно обязательного соцстрахования, соцобеспечения и ГЧП в сфере здравоохранения. Данный законопроект предусматривает изменения в действующую систему АСП, основной из которых стала возможность отдельного начисления пособия для многодетных семей. Однако проблемные вопросы в данной сфере остаются и являются очень актуальными. О ситуации депутатам доложил Министр труда и социальной защиты населению Биржан Нурымбетов. В частности, отмечено, что на начало ноября текущего года порядка 456,5 тыс. семей, или около 2,1 млн. человек, получили реальную поддержку от государства, в том числе 53 % семей - многодетные. Это в 7,7 раза превышает аналогичные показатели по получателям в 1 квартале текущего года. В 1,8 раза увеличился и средний размер назначенной АСП, размер которой в настоящее время составляет 12,4 тыс. тенге. Впервые в бюджете на выплату АСП было предусмотрено 245 млрд. тенге, из которых за 10 месяцев уже израсходовано 66,5%, или свыше 163 млрд. тенге. Говоря об одобренном Мажилисом законопроекте, министр выразил уверенность, что новый документ который изменит действующую систему предоставления АСП. Главным ориентиром станет мотивация к труду, обеспечение прозрачности и справедливости в отношении учета доходов малообеспеченных граждан и размеров господдержки. Предусматриваемое отдельное госпособие многодетным семьям будет предоставляться независимо от дохода как признание авторитета многодетных матерей, повышение материального благополучия в их семьях, стимулирование рождаемости в стране. Таким образом, для более 340 тыс. многодетных семей, имеющих 4-х и более несовершеннолетних детей, будет установлено новое госпособие в дифференцированных размерах, кратных к МРП, от 42 496 тенге до 74 388 тенге в 2020 году, в зависимости от количества детей в семье. Как отметил министр, эта новая норма будет введена с одновременной отменой фиксированной выплаты на детей при назначении АСП. АСП будет назначаться тем, кто по факту в ней нуждается, кто оказался в трудной жизненной ситуации и самостоятельно выйти не имеет возможности. В законопроекте предусмотрена компетенция центрального исполнительного органа на утверждение критериев определения нуждаемости в адресной социальной помощи для участковых комиссий. Продолжая тему, Председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Гульшара Абдыкаликова подчеркнула, что с 1 апреля этого года был увеличен критерий оказания адресной социальной помощи с 50 до 70% от прожиточного минимума, а на каждого ребенка из малообеспеченной семьи установлен гарантированный размер социальной помощи. Однако реализация мер поддержки малообеспеченных граждан выявила ряд серьезных недостатков, снижающих эффективность АСП нового формата. Прежде всего, это отсутствие системной работы, что привело к негативным результатам: снижению мотивации к поиску работы, желанию длительного нахождения на соцобеспечении, формальному изменению семейного статуса или местожительства с целью получения большей социальной помощи. Кроме того, это и поверхностный подход местных акиматов к решению проблем малообеспеченных граждан. По мнению Г.Абдыкаликовой, главным элементом нового формата соцподдержки семьи должен стать механизм индивидуального сопровождения семьи. При этом отмечено, что на практике социальное сопровождение осуществляется формально и сводится к мониторингу своевременности и полноты обязательных пенсионных взносов получателей АСП, участвующих в мерах содействия занятости. Одна из причин подобной ситуации – выполнение данной работы сотрудниками центров занятости, в компетенцию которых входит, прежде всего, содействие занятости, а не решение данных вопросов. Председатель Комитета Мажилиса считает, что акиматам следует изменить данный подход: сопровождение семьи необходимо возложить на отделы соцзащиты на местах и сельских акимов. В ходе обсуждения на заседании прозвучало также выступление депутата Мажилиса Ирины Унжаковой. По ее мнению, требуется оптимизировать практический механизм формирования и распределения гарантированного социального пакета. В частности, по данным Министерства труда и социальной защиты, у нас наблюдается значительная региональная дифференциация бедности. Так в 2018 году она составила 11,7 раза между, например, Туркестанской областью и городом Нур-Султаном. В то же время из республиканского бюджета через целевые трансферты планируется финансировать социальный пакет детей от 1 года до 6 лет, в который войдут гигиенические принадлежности и питание. Кроме того, заслуживает внимания необходимость обеспечения полной прозрачности не только процесса формирования и предоставления гарантированного социального пакета, но и ответственности за его эффективность и качество всех вовлеченных государственных структур и учреждений. В развитие темы «правительственного часа» выступила в числе других и депутат Айзада Курманова, обратившая внимание на участившиеся публикации в СМИ о получателях АСП, проживающих в особняках, имевших несколько автомашин, внушительных размеров земельные участки и личные подсобные хозяйства. По мнению депутата, многочисленные факты злоупотреблений и нарушений в выдаче АСП показывают неэффективную работу участковых комиссий и слабое администрирование. В завершении «правительственного часа» депутаты Мажилиса приняли соответствующие Рекомендации.