Оглашен 16.10.2019 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Мамину А.У.
Депутатский запрос
Уважаемый Аскар Узакпаевич!
В международных нормах Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, право на достаточное жилище было признано в качестве части права на достаточный жизненный уровень.
Право на достаточное жилище касается и нашей страны, которая ратифицировала все основные международные договоры, в том числе и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Право на достаточное жилище предусматривает меры, которые необходимы для того, чтобы предотвращать бездомность, запрещать принудительные выселения, бороться с дискриминацией, уделять особое внимание наиболее уязвимым и маргинализированным группам, обеспечивать всем гарантированность проживания и гарантировать, чтобы жилище каждого было достаточным. Эти меры могут требовать вмешательства со стороны правительства на самых разных уровнях: законодательном, административном, стратегическом или бюджетном. Это право может быть реализовано за счет применения стимулирующего подхода к задаче обеспечения кровом, когда правительство вместо того, чтобы играть роль субъекта, предоставляющего жилье, становилось субъектом, оказывающим содействие усилиям всех участников процесса строительства и благоустройства жилья».
Согласно обязательствам Казахстана, как страны-участника международных договорных органов, Правительству Республики Казахстан необходимо, в первую очередь, принять меры по обеспечению права на достаточное жилище социально уязвимых слоёв населения, перечень которых определён в статье 68 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях». Это:
инвалиды и участники Великой Отечественной войны; лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
инвалиды 1 и 2 групп;
семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;
лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;
пенсионеры по возрасту;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. При призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы;
оралманы;
лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени, многодетные семьи;
семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасении человеческой жизни, при охране правопорядка;
имплементировать в национальное законодательство международные нормы по предотвращению бездомности, запрету принудительных выселений, исключению дискриминации, обеспечению гарантированности проживания всем социально уязвимым категориям населения, а также гарантировать, чтобы жилище каждого было достаточным;
особое внимание обратить на набравшие силу принудительные выселения проблемных заемщиков из единственного жилья, часто с несовершеннолетними детьми, престарелыми родственниками, инвалидами без предоставления другого жилья.
3) в рамках реализации Государственной программы «Нұрлы жер» обеспечить жилищем все социально уязвимые категории населения Республики Казахстан.
Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.
С уважением,
Депутаты фракции
«Народные коммунисты»
И. Смирнова
Ж. Ахметбеков
Г. Баймаханова
А. Конуров
В. Косарев
М. Магеррамов
Т. Сыздыков
Исп.: Акумбаев Ж.
Тел.: 74-67-77
Akumbaev@parlam.kz